Новороссийские историки обнаружили старинный артефакт: уцелевшие рельсы начала ХХ века

Важное историческое открытие было сделано совершенно случайно.

Важное историческое открытие было сделано совершенно случайно.

Новороссийские историки Игорь Гусенин и Василий Алексеев, прогуливаясь по бывшему железнодорожному мосту, который проходил с элеватора в сторону чугунолитейных заводов, обнаружили остатки рельсов, которые датируются началом ХХ века. Важный артефакт специалисты нашли совершенно случайно.

- От самого моста остались опоры. Но сегодня мы выяснили, что частично сохранились и рельсы, которые выходили с этого моста, и они до сих пор используются. Наверное, никогда бы об этом не узнали, если бы не случайность: на рельсы загнали товарные вагоны для отстоя. Так что, вот открыт ещё один старинный артефакт, ранее считавшийся утерянным! Вагоны стоят на каменной опоре, которая была уменьшенной копией и продолжением эстакады, которая до сих пор сохранилась на улице Элеваторной, - рассказал Игорь Гусенин.

История железнодорожных арок, так называемых тоннелей, началась в 1900 году, когда буквально через несколько лет после постройки элеватора и увеличения потока зерновых грузов, остро встал вопрос о доставке хлебных грузов в порт. Тоннели служили мостовой опорой для железнодорожного полотна, проходившего по высокой подпорной стене, внутри которой находились хозяйственные помещения и амбары. По этой подпорной стене курсировали паровозы в направлении чугунно-литейных заводов «Фрейшист Макларен и Ко» и «Меллер, Лампе и Ко», рассказывает Игорь Гусенин. А в сторону порта, на эстакадную пристань с элеватора, шли груженные зерном составы.

На небольшом отрезке подпорной стены до сих пор сохранилось железнодорожное полотно. Подпорная стена являлась также границей между землями акционерного общества «Русский Стандарт» и Владикавказской железной дороги. Всего было две железнодорожных арки или же тоннеля. Через малый тоннель проходил путь на железнодорожный вокзал, а через большой тоннель - выезд на улицу Береговую (сейчас - Портовая) и улицу Горную, (сейчас - Сакко и Ванцетти).

Большой тоннель был снесен в 2002 году с целью разгрузить транспортный поток по улице Сакко и Ванцетти. Малый тоннель сохранился, и сейчас внутри него находится кафе «Изба». Современный въезд на вокзал появился уже в советское время, когда прокладывали линию троллейбуса.