Утерянное наследие: история «катерки» - старого морвокзала Новороссийска

Здание просуществовал более 50 лет, пока его не снесли в 2006 году под покровом ночи.

Принято считать, что здание морского вокзала Новороссийска было возведено в середине 1930-х годов в модном тогда стиле конструктивизма. Но ни в одном довоенном документе нет упоминания о его постройке. Первая информация о морских воротах в город появилась в газете «Новороссийский рабочий» в 1951 году. Там было написано: «На этом месте год назад лежали развалины, теперь на солнечном берегу новороссийской бухты возвышается красивое здание морского вокзала с двумя большими светлыми залами, украшенными колоннами». Поэтому можно с уверенностью сказать, что морвокзал Новороссийска был построен в 1950 году, рассказывает историк Игорь Гусенин.

Здание было более чем шикарным. Много труда вложили каменщики, штукатуры, мозаичники, чтобы сделать его одним из лучших в нашем городе. Здесь была комната матери и ребенка, зимний ресторан и летний с верандой и видом на море, помещение для транзитных пассажиров. Вокруг здания уложены асфальтированные дорожки и газоны с цветами. Помещения украсили новой мебелью и копиями картин великих русских художников. Левое крыло здания морвокзала было декорировано башенкой со шпилем.

Сразу после ввода в эксплуатацию между морским вокзалом и центром города было налажено катерное пассажирское сообщение, а чуть позже с Суджукской косой и Геленджиком.

Уже в 1962 году в здании морвокзала был проведен косметический ремонт. Для транзитных пассажиров подготовили спальный зал на 40 мест и расширили детскую комнату. Вокзал располагал мотороллером для перевозки багажа пассажиров с морского на железнодорожный вокзал. В недалеком будущем планировалось приобрести автомобиль, чтобы доставлять багаж на дом. Была введена предварительная продажа билетов. Как только стартовал сезон навигации, над зданием морвокзала поднимали флаг. В 1966 году старую мебель в залах ожидания замени на новую. Планировалось даже ввести новый маршрут, который бы связал железнодорожный вокзал, морвокзал и аэропорт.

В конце 1970-х годов было построено новое здание морвокзала на набережной, значение старого стало падать, но катера продолжали курсировать по Цемесской бухте и за ее пределы. В 2006 году здание старого морвокзала снесли. Как утверждают очевидцы, делали это по ночам, чтобы не привлекать внимание.

Видео: «Новороссийск. История где-то рядом».