Наверх

Исторический Новороссийск: 100 лет назад посмотреть на гигант-элеватор выстраивались очереди

Исторический Новороссийск: 100 лет назад посмотреть на гигант-элеватор выстраивались очереди
16+
Фото: Открытка издательства братьев Борисовых. 1906--1908 гг.
На неделе в городе-герое ввели в строй мощнейший зерновой терминал. Он стал самым большим хранилищем в России. Но огромными мощностями Новороссийск поражал и 100 лет назад. Сегодня расскажем о старом элеваторе.

В начале 20 века в Новороссийске построили гордость Российской Империи – Новороссийский силосный амбар-элеватор.

Почему именно Новороссийск? За 10 лет до этого было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом. Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока. Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор. Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована. Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы.

Стройка продолжается три года. Девятиэтажное здание было выстроено из камня и красного кирпича и являлось самым высоким строением Новороссийска.

Параметры сооружения поражают до сих пор: общая длина - более 160 м; ширина – около 30 м; высота силосных корпусов – 30 м; высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составит 8 километров. Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента – 6 тыс. тонн.

Руководил строительным процессом по архитектурной части – инженер Станислава Карбедза. За механическую часть отвечал инженер Александр Шенснович. Благодаря ему элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом.

Шенснович использовал для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, изобретение И.О.Доливо-Добровольского трехфазный генератор переменного тока. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете.

На иностранные пароходы зерно грузилось с эстакады, по которой вагонетки с зерном подавались на эстакадную двухэтажную пристань, отсюда посредством труб зерно ссыпалось в трюмы кораблей. Осуществлялась погрузка и лентами, которые шли в специальных галереях от элеватора до элеваторной пристани в порту. Внутри галерей работали транспортерные ленты, и зерно текло прямо из амбаров на пароходы. Таким способом грузили большинство пароходов прибывших за хлебом. Коллектив первых рабочих насчитывал 60 человек.

Уникальный элеватор поражал современников! Руководство предприятия было вынуждено открыть двери перед всеми желающими осмотреть сооружение.

Тем более, что во всём Старом Свете Новороссийский элеватор был самым крупным, а в Новом его превосходил только Чикагский собрат.

В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.

Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы. Им настолько понравилось здание, что они сделали фашистский форт. Держался он около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.

Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от нацистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.

После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строится дополнительные корпуса и служебные помещения.

В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению. Сохранилось также и здание электростанции, лишившись, правда, своей 70-метровой дымовой трубы.

Вы стали очевидцем события или у вас есть похожая история? Звоните нам по телефону 79-06-11, пишите redaktor@ngnovoros.ru или vk.com/ngnov. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.
Галина Тетерина, 07.12.2017, 20:08
Тэги: Культура, Город, Исторический Новороссийск
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу «Нашей газеты»:

Oleg Semochkin08 декабря 2017, 14:31
Очень-очень интересно. Познавательно,хотя каждый Новороссиец и так должен был знать примерно столько-же. A '' приезжайкам '' точно стоит почитать.
Согласны с автором?

Авторизуйтесь для добавления комментария

Видео педофил из Анапы Новый год - 2016 ФК «Черноморец» Расписание Итоги недели Сочи Культура Эксклюзив Смерть ТОП Мода улиц Происшествия Розыск Мастер-класс Экономика Взятки Цены Город Дети Секс Общество День города Отношения Абрау-Дюрсо День Победы Природа Парки Отдых Народные новости Изобретения Забастовка маршрутчиков Геленджик На конном шоу лошадь затоптала акробатку Общественный транспорт Аэропорт Мультимедиа Женщины Скандалы Жара МЧС Красота Готовим с НАШЕЙ Законы Стройка храма на Малой Земле Формула 1 Туризм Церковь Искусство ЖКХ ЖД вокзал ДТП Религия Проект «Преображение» Рейтинг года - 2015 Деньги Курорты Парковки Гороскоп Ветераны Банки Свиной грипп Море Кино Суд Смерть двоих детей в Новороссийске Грипп Мир Красавицы Кубани на Мисс Россия - 2016 Смерть младенца в органах опеки Итоги дня Назначения Фото в Инстаграм Вопрос юристу Благоустройство Психология ГИБДД Медицина Мотоспорт Рейтинг Пожар Регата - 2016 В Цемесской бухте погибли дайверы Новость с тестом Служба Результаты Экономический кризис Достопримечательности Погода Фото Афиша Бизнес Эксперимент Праздники Шоу-бизнес Кладбища Анапа Высокие технологии Строительство ПДД Опрос Полиция Туризм Семь детей задохнулись в пожаре Мужчины ВУЗ Путешествие Карты Штрафы Политика Жара в городе ЗАГС Скорая помощь Самолет Студенты Реклама Колонка специалиста Торговые центры Самара Новости Сельское хозяйство Обзор соцсетей Порт Спасатели Стихи Мода Новости Хоккей Морской транспорт Благотворительность Новости партнеров Баскетбол Животные Интернет СМИ Футбол Военный Донбасс: серия репортажей Знаменитости Плановые отключения света Норд-ост Подборка из соцсетей Россия и Турция Школьник застрелил свою одноклассницу Обзор Семья Рецензия Интервью Недвижимость Новости Лайфхак Вопрос-ответ Образование Турниры Беременная девушка скончалась в роддоме Конкурсы Хобби Звезды Первого канала в Новороссийске Пляжи Капитальный ремонт Военные Катастрофа Необычное Спортивные объекты Авария КамАЗа и инкассаторской машины Ливень в городе Ситуация на валютном рынке Авто Санкции Крушение авиалайнера в Египте Транспорт Масленица - 2016 Стиль Спорт Норд-ост - 2017 Олимпиада в Рио Авто леди Дороги Авторынок Тест-драйв Здоровье Экология Авиакатастрофа в Ростове-на-Дону Советы Справка Криминал Еда Новый год - 2017 ЕГЭ-2016 Предприятия Исторический Новороссийск Поделитесь радостью тем, кто нуждается Приколы города Новости стреляли в таксиста Забастовка таксистов
Редакция «Нашей Газеты»
353900, Краснодарский край, г. Новороссийск,
ул. Новороссийской Республики, 24, оф. 1,
8 (8617) 79-06-11, e-mail: info@ngnovoros.ru
Размещение рекламы в «Нашей Газете»
353900, Краснодарский край, г. Новороссийск,
ул. Новороссийской Республики, 24, оф. 1,
8 (8617) 79-06-11, e-mail: info@ngnovoros.ru
Отдел службы распространения
8 (967)-930-71-04
Учредитель ООО «Город 72»
Директор: Астраханцев Михаил Васильевич
Редактор: Дьяченко Маргарита Владимировна

При частичном или полном воспроизведении материалов новостного портала www.ngnovoros.ru в печатных изданиях, а также теле- радиосообщениях ссылка на издание обязательна. При использовании в Интернет-изданиях прямая гиперссылка на ресурс обязательна. Использование эксклюзивных фотографий портала без разрешения редакции запрещено, в случае нарушения данных требований будут применены нормы законодательства РФ. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте www.ngnovoros.ru и его субдоменах. Возрастная категория сайта 16+
«Наша Газета» Новороссийск — ngnovoros.ru © 2009-2015
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2015
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru