102 года назад в Цемесской бухте у Новороссийска затопили Черноморскую эскадру

<p>«Погибаю, но не сдаюсь!» Именно такой флаговый сигнал был поднят на всех кораблях во время этого трагического события.</p>

Это произошло 18 июня 1918 года. Сегодня, 102 года спустя, руководитель Краснодарского регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота, капитан второго ранга Сергей Ситников, курсанты Ушаковки, - члены экипажа литературно-патриотического клуба «Шхуна ровесников», - в память о тех событиях, возложили цветы к памятнику Морякам революции.

Этой традиции уже много лет, но нынешний карантин наложил отпечаток на привычный ритуал. Как правило, офицеры военно-морского флота и курсанты вуза в этот день, 18 июня, многочисленной делегацией на катере, направляются именно к месту затопления

Черноморской эскадры и опускают на воду венок. В этот раз немного изменили

привычный ход событий, но традицию сохранили, пусть и таким небольшим составом.

Сергей Ситников, руководитель Краснодарского регионального отделения

Общероссийского движения поддержки флота, вот так объясняет столь трепетное

отношение венных моряков к событиям, более чем вековой давности:

«Для любого русского моряка корабль – это живое существо, корабль – это жизнь.

Поэтому можно себе только представить, как тяжело было морякам-черноморцам

выполнить приказ о затоплении, как тяжело было покинуть корабли! Не случайно, и сигнал был поднят: «Погибаю, но не сдаюсь! Конечно, сегодня мы чтим память именно кораблей, верой и правдой служивших российскому флоту. И так важно, что рядом с нами и подрастающее поколение, они не просто возлагают цветы, здесь, недалеко от монумента, установленного в память о затопленных кораблях, прошел самый настоящий ритуал «посвящения в шхунатики.»

Согласно традиции, придумал которую еще основатель «Шхуны ровесников» Константин Подыма, чтобы стать полноправным членом экипажа, говоря попросту, «шхунатиком», нужно пройти определенный ритуал: произнести клятву перед знаменем и перед старшиной Шхуны, а потом выпить из фляги морской воды. Сегодня первокурсник

Ушаковки Александр Гайка с честью прошел это испытание.

Александр Гайка, курсант ФЭВТиСВ (1 курс)

«Я родился и вырос в Новороссийске, а значит знаком с его историей, ведь с первого класса, даже с детского сада, нам рассказывают про оборону Малой земли, про героев десантников. Поэтому чувство гордости за родной город, за его историю, испытываешь с ранних лет. К тому же, я с детства мечтал стать моряком, осознано шел к этой профессии, поступил в наш университет. Здесь у меня учился отец, он, кстати, и рассказал мне про «Шхуну ровесников», про её традиции, про то, чем там занимаются ребята. Много слышал и от своих друзей, поэтому тоже захотел стать членом экипажа. Сегодня моё желание исполнилось. На мой взгляд, это важно, что такие традиции передаются из поколения в поколение!»

Досье:

Затопление Черноморской эскадры – это один из самых трагических эпизодов в истории российского флота. Ведь скорее, наши моряки отдавали жизни, спасая корабль, чем покидали его.

Затопление произошло 18 июня 1918 года в Цемесской бухте. Советское командование должно было передать свой Черноморский флот Германии. Но сделать этого не захотело.

Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга

Тихменев получил официальный приказ привести корабли флота из Новороссийска в Севастополь, где передать их немецким войскам. Он также получил секретный приказ затопить их в бухте Новороссийска. Тихменев после продолжительного раздумья и обсуждения с корабельными комитетами все-таки приказал всем кораблям идти в Севастополь. Многие экипажи отказались делать это и затопили их.

В память о событиях 18 июня 1918 года уже в 1980 году на 12 километре Сухумского

шоссе был открыт Памятник морякам революции. На дальней от моря стороне дороги возвышается 12-метровый гранитный монумент коленопреклонённого матроса. На стороне моря находится куб с благодарственным текстом и флаговым сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» внутри, а также указатели кораблей с направлением и расстоянием до мест их затопления с точностью до сотой доли мили.