Более полвека назад в Новороссийске «умер» последний трамвай. Виною всему – война и «зайцы»
История трамвайного движения в городе-герое и ретрофото.
Ровно 54 года назад – 15 августа - по улицам Восточного района Новороссийска прошел последний трамвай. Власти приняли решение, что содержание этого транспорта стало убыточным. На смену трамваю пришел троллейбус.
Водитель ходил со скамеечкой из начала трамвая в «хвост»
О строительстве трамвайных путей в Новороссийске задумались еще в конце ХIХ века. Но реализовать дорогостоящий проект удалось только через 40 лет. Первую трамвайную линию в Новороссийске открыли 1 июля 1934 года. Она связывала цементный завод "Пролетарий" с Кирилловкой и Мефодиевкой, позже была продлена до цементного завода "Октябрь". По маршруту ходили шесть моторных и два прицепных вагона. На конечных остановках трамвай не разворачивался. Водитель просто переходил из начала в хвост вместе со своей скамейкой. А кондуктор подавал сигнал отправления, дуя в свисток.
Расцвет трамвая: за год более 7,5 миллиона пассажиров
В центре города трамвайные пути появились в 1940 году. Ходили они по улицам Исаева, Энгельса, Толстого, Лейтенанта Шмидта. Проезд тогда стоил 10 копеек. Извозчики брали гораздо больше - от 3 до 5 рублей, поэтому трамвай пользовался популярностью. Перед Великой Отечественной войной общая протяженность линий в Новороссийске составляла 11,7 километра, имелось два трамвайных хозяйства. Трамваи были очень популярны у горожан. За 1939 год они перевезли порядка 5 072 400 пассажиров, за 1941 год - более 7 558 300 человек.
Опоры контактных сетей пошли на восстановление школ и детских садов
В годы Великой Отечественной войны большая часть трамвайных путей и оба хозяйства были уничтожены. Из-за больших разрушений маршрут в центре города так и не удалось восстановить. В восточной части трамвай вновь запустили 10 августа 1946 года. Но перевез он всего лишь 722 000 новороссийцев. Кондукторы всеми силами старались привлечь людей. Они даже начали рассказывали пассажирам, какой дефицитный товар можно приобрести в том или ином магазине по линии следования трамвая.
Но спасти трамвайное движение все же не удалось. Опоры контактной сети из центральной части города стали перевозить туда, где восстанавливали дома и детские сады. 26 марта 1950 года были удалены последние рельсы, которые находились на улице Губернского. Таким образом трамвайное движение в Центральном районе Новороссийска закрылось.
Трамвай добили «зайцы»
В Восточном районе трамвай продолжал работать. Но, начиная с 60-х годов, новороссийский трамвай стал терпеть убытки. Виною тому «зайцы» - пассажиры, не оплачивавшие проезд. Так, в 1964 году бесплатно прокатились на трамваях 400 тысяч человек. Убытки составили около 50 тысяч рублей – колоссальная по тем временам сумма. В итоге власти приняли решение запустить троллейбусное движение. Последний трамвай вышел на линию 15 августа 1969 года.
Сегодня мы можем любоваться трамваями на улицах Новороссийска лишь на фотографиях.
Ретрофото: из архива Владимира Коржавина, nvrsk-kostomarovo, а также из открытых источников.