Выставка на колесах: музей-вагон в Новороссийске, о котором мало кто знал
Памятное место рассказывает об истории производственного участка нашего города эксплуатационного локомотивного депо.
Этот вагон – действительно необычный исторический музей, заметить который достаточно сложно. Достался он нам в качестве трофея очень давно – еще после окончания Великой Отечественной войны. Был в рабочем состоянии, но по каким-то неизвестным причинам отказался ехать на одном из тупиков рейсов Новороссийска и остался неподвижным.
На бортах вагона – ордена Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени, а также различные портреты и фотографии героев.
Хранителем музея является Александр Маринец. Он рассказал некоторые подробности о судьбе музея.
- На протяжении длительного времени ему была отведена участь склада на колёсах. И так бы ему пришлось в конце концов окончательно рассыпаться от времени, если бы не счастливый случай. В 1974 году начальник СКЖД Александр Кимстач проводил весенний комиссионный осмотр станции и обратил внимание на ветшающий подвижной состав. В составе комиссии был и тогдашний начальник локомотивного депо Новороссийск Александр Махошвили, предложивший использовать вагон для размещения материалов об истории депо, - рассказал Маринец.
В скором времени подвижной состав отреставрировали на вагоноремонтном заводе. Началось «строительство» музея. Назвали в честь своего основателя – Александра Махошвили.
На стендах в вагоне – макеты первого паровоза, прибывшего в депо, новороссийский бронепоезда «Народный мститель», участвовавшего в жестоком бою на подступах к станции. После реставрации его, собственно, и поместили в музей. Там также помещены колокол, извещавший отправления поездов, противотанковое ружье, трофейная ракетница партизанов из отряда «Гроза», макет автомата Дягтярова, осколки мин и снарядов, а также гильзы и солдатские каски.
Отдельный стенд посвящен старинным атрибутам локомотивщиков – сигнальные рожки, фонари, масленки, ремонтные ключи и так далее.
Экспозицию украшают почетные фотографии железнодорожников. Среди них и портрет Кимстача, который свою трудовую деятельность начал именно здесь – машинистом. Отдельное, достойное место принадлежат трудовым династиям, в том числе и женщинам.