Исторический Новороссийск: 100 лет назад в городе было всего 10 велосипедов и только 1 - у женщины
НАША продолжает рубрику «Исторический Новороссийск». Редактор сайта ngnovoros.ru Галина Тетерина расскажет о необычных фактах города, интересных местах. Главная изюминка проекта - это личный взгляд на город-герой, его жителей, события и места. Сегодня рассказ о велосипедистах города.
Первые двухколесные появились в Новороссийске в конце 19 века. Новый транспорт был у пары человек. Интересно, что это велосипедисты доставляли массу неприятностей обычным людям.
Правил для езды не было, и владельцы железных коней ездили, как хотели. В канцелярию Черноморского губернатора стали писать жалобы: велосипедисты сталкивали прохожих с тротуаров и причиняли тем самым различные ушибы.
В 1900 году городская Дума утвердила правила езды велосипедистов в Новороссийске. Ездить по городу могли те, кто заплатил городской сбор и получил свидетельство, номерной знак в городской Управе. Годовой сбор составлял 5 рублей. Это была весьма значительная сумма. К примеру, содержатели лошадей, занимавшиеся извозным промыслом, также облагались годовым налогом, который был на 1 рубль ниже.
Свидетельство было именным и выдавалось после определенного экзамена на умение хорошо ездить. Срок действия свидетельства истекал ежегодно 31 декабря. А выдавать свидетельство лицам младше 15 лет вообще запрещалось. Испытания проводил полицмейстер города совместно с лицами из городской Управы. При получении свидетельства выдавался и металлический значок с номером, который крепился к велосипеду у седла так, чтобы его было видно.
Каждый велосипедист при езде был обязан иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем правилами, номер, исправный тормоз, звонок, фонарь.
Нельзя было быстро ездить, ездить без управления велосипеда руками и наперегонки. Велосипедист был обязан держаться правой стороны проезжей части, как можно ближе к тротуару. Объезд пешеходов и едущих в экипажах допускался только с левой стороны. При обгоне пешехода или экипажа заблаговременно подавался звонок. Сбавив ход, велосипедист завершал маневр.
Были случаи, когда лошадей беспокоило появление велосипедиста, и тогда «последний был обязан остановиться, сойти с велосипеда, чтобы по возможности скрыть его от испуганной лошади». Огибать углы и пересекать улицу дозволялось лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении звонком. В местах большого скопления публики и экипажей надлежало сойти с велосипеда и вести его в руках. Оговаривалось и то, как должен был одеваться велосипедист: «в городе гоночные «декольтированные» костюмы не допускались». Также запрещалась езда в городском саду и по тротуарам.
Виновные в нарушении правил подлежали привлечению к ответственности, причем в случае обнаружения неумелости пользования велосипедом свидетельство на право езды отбиралось.
В последующие годы налог на велосипеды был снижен. Он составлял в 1903 года 1 руб. 50 коп. Велосипедов стало прибавляться в городе. Так, в 1907 году в Новороссийске было 10 велосипедов, в 1909 году уже 57 единиц транспорта.
Купить велосипед, содержать и ремонтировать было накладно для простых граждан. Поэтому первые велосипедисты нашего города были людьми состоятельными. Среди владельцев первых велосипедов были гласные городской Думы, крупные торговцы и промышленники, владельцы магазинов и издательств, директора торговых домов, учителя и врачи. В списке владельцев велосипедов, состоящем из 57 фамилий, значилась всего одна женщина. Ксения Мищенко имела велосипед под № 45.
Ранее НАША писала