Progorod logo

Особняк Юкелиса, дом Ларина, элеватор: история пяти стариных зданий Новороссийска, создающих его неповторимый облик

7 октября 19:33Возрастное ограничение0+

Сегодня, 7 октября архитекторы отмечают свой профессиональный праздник. Первый понедельник второго месяца осени – это Всемирный день архитектуры.

В Новороссийске много исторических зданий, объектов культурного наследия, некоторые из которых были построены еще в ХIХ веке. Но, как правило, спеша по своим делам, в суете серых будней горожане не замечают этой красоты. В День архитектуры НАША расскажет о самых старых сооружениях города-героя.

Элеватор, улица Жуковского

Огромное здание было возведено 130 лет назад - в 1894 году. Стройка длилась три года. Девятиэтажное сооружение из камня и красного кирпича являлось самым высоким строением Новороссийска. Параметры здания поражают до сих пор: общая длина - более 160 метров; ширина – около 30 метров; высота силосных корпусов – 30 метров; высота центральной башни – 40 метров. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составит 8 километров. Только кирпича было затрачено более 9 миллионов штук, а цемента – 6 тысяч тонн. В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы. Им настолько понравилось здание, что они сделали фашистский форт. Держался он около года. После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строится дополнительные корпуса и служебные помещения. В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению. Недавно фасад здания был отреставрирован. Внутри работы не проводились, здание – в полуразрушенном состоянии. Тем не менее сохранилось много дореволюционных деталей, в том числе кованая лестница.

Мужская гимназия, улица Энгельса

На рубеже ХIХ и ХХ веков, 1900 году в районе городского парка на улице Дмитриевской (сейчас Энгельса) построили здание мужской гимназии. Проект был создан немецким архитектором и утвержден самим императором Николаем II. В двухэтажном доме из красного кирпича сейчас располагается Технико-экономический лицей. Здание выполнено в классическом стиле, скульптура интерьера, мозаика, роспись потолка в актовом зале – все это уникально. Кстати, огромное здание отапливалось одной печью, которая была установлена в цокольном этаже. Во дворе был вырыт колодец, в самом здании устроена маленькая церковь, сразу же при строительстве заложен школьный сад. После революции здесь находилась единая трудовая школа, а во время войны с 1 по 8 сентября 1942 года - штаб Новороссийского оборонительного района под командованием Сергея Горшкова.

Особняк Абрама Юкелиса, улица Карла Маркса

Дом, в котором сейчас разместился новороссийский политехнический институт, был построен незадолго до революции - в 1913 году - и принадлежал богачу Абраму Юкелису. Сам он в нем не жил, а сдавал его купцу первой гильдии. Здание политеха - единственное в Новороссийске, построенное в мавританском стиле.

Дом купца Ларина, перекресток улиц Советов и Новороссийской республики

Одним из самых ярких примеров архитектуры начала 20 века служит здание, на пересечении улиц Советов и Новороссийской республики (ранее Раевская). Двухэтажный дом был построен в 1906 году по заказу купца Ларина. На первом этаже располагался электробиограф - один из первых кинотеатров города, а второй этаж арендовал русский коммерческий банк. На фасаде здания сохранились украшения, характерные для того времени: арочные окна и скошенный угол под балконом. Сейчас здесь базируется центральная городская библиотека имени Баллиона.

Клуб железнодорожников, улица Михайлова

Объект культурного наследия регионального значения «Клуб железнодорожников имени Маркова» был построен и открыт в 1913 году. В годы Великой Отечественной войны четыре 250-килограммовые бомбы упали на территорию здания. Оно получило серьезные повреждения. В апреле 1951 года клуб был отстроен заново. Железнодорожники получили прекрасное здание для культурных мероприятий. В нём появились два зрительных зала – на 500 и 250 мест. Кроме этого, в клубе был спортзал, читальный зал, бильярдная, помещения для кружков.

К сожалению, большинство объектов культурного наследия в Новороссийске находятся в плачевном состоянии, некоторые из них фактически являются аварийными. Сооружения постепенно разрушаются: идут трещины по фасаду, текут крыши, отваливается штукатурка. Ремонт исторических зданий требует колоссальных затрат. Остается только надеяться, что эти средства найдутся, и Новороссийск не потеряет свой исторический облик.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: