«Это не люди, а варвары»: работы новороссийского художника гниют в подвале

«Это не люди, а варвары»: работы новороссийского художника гниют в подвале

«Здесь ничего не осталось. Россия — страна лжи. В этом я убеждался ни один раз».

С этих слов началось мое знакомство с Александром Кампером — известным новороссийским художником, творцом, работы которого не имеют аналогов во всем мире.

На пороге меня встретил взрослый мужчина в очках, похожий больше на байкера, нежели на художника. Но стереотипность — явно не его формат.

Сегодня Александр с сыном ютится в небольшой съемной студии на Мысхако. При входе в глаза сразу бросается «парадная» стена с развешенными на ней экспонатами. На полу — осколки амфор, заботливо уложенные на холщовую ткань. На объектах ни пылинки. При рассказе о каждом голос художника предательски дрожит.

Это — его наследие, вся его жизнь.

Осязаемая память

-Свои первые экспонаты я добыл при помощи обычной отвертки и лопаты в 1998 году на Мысхако. Там на месте античного захоронения работал экскаватор - строился дом бывшего начальника МВД Новороссийска.

Тогда Александру удалось спасти находки, датируемые II в. н.э. - сосуды, остатки толстой черепицы от древнегреческого поселения Баты. Жемчужиной коллекции стала статуэтка керамической Афродиты — богини любви. Отдавать ее властям художник отказался - «государство не имеет права на то, что уничтожает".

Его творчество — это симбиоз археологии и современного искусства. Не раз ему приходилось буквально из-под ковша изымать исторические артефакты времен Великой Отечественной войны и античности.

А те с «верхушки» мне говорили: «Да у нас этих черепков как дерьма!». Я хотел разбить их прямо у здания Администрации. Но вовремя понял, что это то же самое, что метать бисер перед свиньями. Я не оставлю им ничего!

Александр Кампер

Потеря мастерской

-В 90-е моя семья продала трехкомнатную квартиру для открытия бизнеса. Я держал кафе, пекарню и магазин. Мастерская в здании столовой служила мне и домом, и выставочным залом. Я все потерял.

В мае 2017 года Александра Кампера с сыном «попросили» покинуть уже ставшее родным место. Начался тяжелый период.

-Я просто не знал, куда мне нести свои работы. Все от меня отвернулись. Помог только Миша Ерохин. Он единственный, кому было дело.

Депутат гордумы Новороссийска Михаил Ерохин нашел для экспонатов художника временное «убежище». В планах политика было создание музея, ведь таким работам не место в повале.

-У нас был готов проект, администрация столько лет обещала-обещала и как обычно забыла! Знаете, Миша был для меня неким «переводчиком», связующим с властью. Не могу я общаться с дикарями на их языке. Вокруг остались одни варвары! Россия — страна лжи. Элита — вчерашние бандиты, дорвавшиеся ко власти. Больше я не жду чудес и никого не боюсь!

В подвале

Александр Кампер создает объекты из «осколков» времени, наделяя их новыми глубокими смыслами. Форма сплетается с содержанием, а прошлое отождествляется с настоящим. Становится невыносимо грустно.

Когда я впервые вступила в подвал, меня одолело отчаяние — после дождя помещение затопило, ноги сразу же промокли насквозь, а вокруг роились десятки комаров. Засада! Хотелось снять все побыстрей и убежать. Ровно до того момента, как я увидела на стене «Правосудие».

Это византийский меч, вырванный крест, расположившийся словно на прикопанной могиле. Гвозди — символ распятия. Черный и белый цвета — столкновение добра и зла. Каждый увидит что-то свое, ведь в этом и заключается особенность настоящего искусства.

Ниже в фото и видео карусели будут представлены работы Александра Кампера. «Хронос», «Дар Диониса», «Хлеб Насущный», «Химера», «Эдельвейс», «Пехотная сажень». «Вирус Ареса» (бога войны), удивительно похожий на Covid-19.

Что дальше?

Художник потерял надежду на нынешнюю власть. Он не ждет помощи и не терпит жалости к себе.

- Здесь нет будущего. Ни у меня, ни у моего сына. Я хочу уехать отсюда. И забрать с собой все работы и находки. Я ИМ ничего не оставлю.

Сегодня мы, вспоминая печальные судьбы великих художников и литераторов, в недоумении возмущаемся: "Да как же так?! Вот мы бы поняли, мы бы приняли. Это же гений!". Ну-ну.