Главный тренер ФК «Черноморец»: «Раньше футбол был не просто игрой, в нем был стержень, а сегодня это бизнес»

Главный тренер ФК «Черноморец»: «Раньше футбол был не просто игрой, в нем был стержень, а сегодня это бизнес»

Много событий в мире футбола произошло в уходящем году. Новые скандалы, поражения и споры сотрясали все слои населения — от обычных болельщиков, до представителей верхушки Министерства спорта. НАША решила поговорить о проблемах и перспективах российского футбола с главным тренером ФК «Черноморец» Эдуардом Саркисовым. Также не обошлось без обсуждения главного вопроса, которых волнует всех футбольных фанатов города: когда же ждать триумфального возвращения «Черноморца» в премьер-лигу?

У Эдуарда Рачиковича действительно богатый спортивный опыт. Перед тем, как возглавить главный футбольный клуб Новороссийска, Саркисов сам несколько лет играл за «Черноморец» (с 1992 по 1995 годы), как раз в 1995 году команда вышла в премьер-лигу. Далее следовал переход в ФК «Кубань», «Прикарпатье», а заканчивалась карьера футболиста в «Жемчужине» Сочи:

- Передо мной никогда не стоял вопрос, кем мне быть. Я продолжил династию, мой отец сам являлся профессиональным футболистом, он играл в ФК «Цемент», так ранее назывался «Черноморец». Отец, когда мне исполнилось семь лет, взял меня за руку и привел в новороссийскую детскую футбольную школу. Наверное, с детства видел во мне предрасположенность. Моим первым тренером стал Анатолий Иванович Бутков, у меня быстро стало получаться, понравился сам процесс. В 13 лет, во время детских соревнований, меня заметили тренеры спортивного интерната Ворошиловграда (нынешний Луганск), которые пригласили меня к себе. Обучение в подобном интернате очень престижно, именно там я понял, что буду футболистом. Когда я закончил свою игровую карьеру, появилось место в детской школе, далее моя карьера начала развиваться стремительно. Теперь же я имею 10-летний стаж главного тренера профессиональных команд.

Почему «Черноморец» не может попасть в Первый дивизион, какие существуют у команды проблемы?

- Здесь идет совокупность всего, мы сейчас даже не говорим об уровне футболистов. Я считаю, что в сегодняшнее сложное время не хватает хорошего, достаточного финансирования. Там, где деньги, там и хорошие футболисты, там и результат. В Новороссийске есть все в плане инфраструктуры, но что касается финансирования команды, мы сейчас не готовы даже к первой лиге. Мы никого не виним, это жизнь, нам остается только ждать, когда появятся спонсоры, а это довольно непросто, ведь отношения должны быть взаимовыгодными. Когда появятся деньги, тогда и появится задача, а вместе с ней и результат.

Как сильно сказались проблемы на посещаемость матчей?

- На каждую игру второго дивизиона приходит максимум 2 000 человек. В то же время, по итогам 1/32 Кубка России, когда мы встретились с командой первого дивизиона «Факел» Воронеж, на трибунах присутствовало в три раза больше болельщиков, чем обычно. Нужно понимать, что футбол, как цепочка, если она где-то порвалась, то сыпется все: финансы, уровень, посещаемость. Будем играть выше — будет больше и болельщиков, будем играть в премьер-лиге — будет полный стадион, я не сомневаюсь. На данном уровне, я думаю, заполнить полностью стадион нереально.

Чем отличается «Черноморец» 1995 года от 2016 года?

- С тех пор все поменялось кардинально, тогда в нашем городе футболу уделяли много и внимания и средств, команда показывала хорошую игру. В то время главным тренером «Черноморца» являлся Олег Долматов, как таковых «звезд» в команде не было, но был удачный подбор игроков. Руководители уделяли много времени и команде и развитию футбола, сегодня немного другое время и другая жизнь.

Справедливо ли, что в высшей лиге играют миллионеры, а в лигах меньшего уровня зарплаты в разы скромнее?

- Если говорить о «Черноморце», то не в разы, а в десятки раз скромнее. Да, я считаю, что это справедливо, в премьер-лиге и должны играть миллионеры. Тут скорее дело в другом, есть футболисты, которым я бы лично платил больше, а есть те, которые необоснованно зарабатывают большие деньги, они даже четверти этих денег не отрабатывают. Я не знаю, откуда берутся такие зарплаты. Тут еще нужно учитывать, что футбольная жизнь сама по себе короткая, после 10 лет профессионального футбола человек наполовину уже инвалид. С этой стороны если посмотреть, то профессиональные спортсмены и должны получать такие деньги, не только футболисты. Что такое хорошие деньги — у каждого свои понятия.

Фото: предоставлено пресс-службой ФК «Черноморец»

Какова была ваша реакция на новость о вечеринке с Кокориным и Мамаевым после Чемпионата Европы?

- Скажу так, если это правда, как это описывают журналисты, то я бы не стал их оправдывать. После провального выступления на Чемпионате Европы такое поведение не красит. Может это так в СМИ развернули, а ребята оказались не в то время, не в том месте. Тут надо правильно понять ситуацию, если бы я лично присутствовал, то мог бы сказать однозначно.

Большие деньги развращают футболистов?

- Да, это действительно так. Скажу даже больше — в первую очередь деньги развращают футболистов из России. Наш менталитет отличается от европейского, у нас зачастую молодые футболисты считают, что если один раз заработал миллион, то все, можно и заканчивать, жизнь удалась. Большие деньги очень часто в людях рождают уверенность в том, что они все умеют. Все равно мы все как ни крути работаем для того, чтобы заработать. Все хотят хорошо жить, а чтобы хорошо жить, нужны деньги, а для этого надо хорошо работать. Деньги не зло, главное, как ты к ним относишься. Они могут как и мотивировать, так и развратить, смотря на каком ты этапе, в каком возрасте, тут так же влияют такие факторы, как личностный менталитет и воспитание.

Если бы Вы были Министром спорта, то что бы Вы сделали в первую очередь для футбола?

- Сложно об этом говорить, это должны озвучивать те, кто имеет опыт управления в масштабах страны. Если говорить от лица тренера, то в первую очередь нужны реформы в детском футболе, так скажем, необходимо начать с корней проблемы. Надо системно разрабатывать программы, для этого, естественно, нужны кадры, которые будут детей воспитывать и тренировать. Необходимо провести большую работу в лицензировании и обучении детских тренеров, которые будут реально давать результат, а им уже нужно давать большие зарплаты, ведь детские тренеры сегодня нищие люди.

На что бы Вы потратили в первую очередь 10 000 000 рублей, как тренер?

- Вообще 10 000 000 рублей — это небольшая сумма для большого футбола. Я бы как тренер их вложил не на премии игроков, а в инфраструктуру нашей базы, в то, что могло бы помочь в учебно-тренировочном процессе. Например, обновил бы тренажерный зал, восстановительный центр.

- Далеко не каждый футболист может стать тренером. Это зависит от особенностей человеческого мышления, склада характера. Нужно быть педагогом, психологом, и одновременно с этим очень хорошо понимать футбол. Тренировать и играть в футбол — это два совершенно разных направления. Конечно помогает в работе, когда ты бывший игрок, это значит, что ты понимаешь игру изнутри. Чтобы понять, станет ли футболист хорошим тренером, нужно как минимум знать его лично и видеть, как он работает. Иногда так бывает, что ты бы никогда и не подумал, что какой-то определенный футболист может стать тренером, тут нельзя сказать наверняка.

Сложно ли принимать быстро решение во время игры?

- Безусловно, это сложный процесс, в течение двух-трех секунд нужно решать очень много задач на поле. От этого и зависит уровень футболистов, умеют ли они решать эти задачи быстро. Те, кто справляются, играют в высшей лиге, в европейских топовых клубах. Если же не развит этот процесс — футболисты либо вообще не играют, либо играют ниже уровнем.

Почему Советскую сборную вспоминают с большей теплотой, чем нынешнюю?

- Футбол на месте не стоит, он постоянно двигается вперед, но почему-то в нашей стране он движется медленно. Европа ушла очень далеко, а те страны, которые вообще раньше в футбол не играли, наоборот, приближаются к нам. В советские годы не было ничего такого особенного. Сейчас же у нас появились поля, хорошие стадионы, современный инвентарь, а сам футбол стоит на месте. Советская команда всегда славилась своим духом, своим патриотизмом, наверное, сказывалось послевоенное время, когда люди прошли сквозь трудности, это состояние передавалось не только в спорте, но и в других отраслях и сферах жизни, тогда люди шли работать ради своей страны. Раньше футбол был не просто игрой, в нем был стержень, азарт, а сегодня это бизнес. Почему Европа ушла вперед — у них четко выстроена система, правильно вкладываются и осваиваются деньги.

Образ тренера «ГазМяса» - это миф или реальность?

- Тренеры бывают разными. Что касается меня, я с футболистами выстраиваю доверительные отношения. Я с ними могу говорить на повышенных тонах, но я никогда в жизни не оскорбил личностно ни одного футболиста. Есть такие тренеры, которые не общаются со своими футболистами, только через помощников, а есть, как в «ГазМясе», где крик, гам и бутсы летят. Есть также тренеры, которые могут оскорбить личность, вариантов воздействия на игроков — масса, главное, чтобы это давало результат. К каждому игроку команды нужен свой подход, вот тут и нужно такое качество, как педагогика, нужно разобраться, кто на что как реагирует, проводить беседы индивидуально. Микроклимат строится по-разному, поэтому необходимо узнать всех, с кем ты работаешь. Здесь нет какой-либо планки, главное, чтобы методика действовала.

- У любого футболиста есть режим питания, сна и работы. Одновременно с этим у каждого игрока свои функции. Для одного спортсмена 100 метров за 14 секунд это отличный результат, а для каких-то не очень. Существует тестирование на разные физические качества, на основании этих тестов тренер принимает решения по футболисту. В зависимости от того, на какой позиции он играет, мы смотрим, подходит ли он нам, нужно ли еще с ним работать. Часто бывает, что футболист все делает правильно, но здоровья для профессионального футбола не хватает. Как правило, игроки центра пробегают больше. Есть статистика, в которой говорится, что если за матч футболист пробежал 11 километров, то он уже будет заметен на поле. В основном болельщики уверены, что все должны пробегать во время матча одинаково, независимо от позиции.

Что бы Вы ответили человеку, который говорит, что он может сыграть лучше, чем футболист на поле?

- Я бы ничего не говорил, просто бы с удовольствием пригласил бы на тренировку, чтобы показал, на что человек способен. Да и зачем вообще что-то говорить, каждый болеет, как может. Мы ценим и уважаем мнение болельщика, они хотят видеть красивый футбол, и каждый его видит по-своему. Если тебе говорят, что ты плохо сыграл, и так оно и есть, то это же все-таки справедливо?

Вы довольны нынешним судейством?

- Сегодня судьи тоже растут, как профессионалы, бывает, конечно, что и ошибаются. У них сейчас много новых нюансов и моментов, которые раньше не рассматривались, поэтому их понять можно. Пока что существует момент с предвзятым отношением, но мне кажется, что этого уже меньше, чем в то время, когда играл я.

Как вы считаете, нужны ли судьям во время матча видеоповторы?

- Видеоповторы нужно вводить только в том случае, когда есть сомнения, был ли гол. Эту технологию будут использовать на ближайшем Чемпионате Мира. Что касается видеоповторов нарушений — сразу говорю, это убьет игру. Матч растянется, а каждая длительная остановка может менять ситуацию на поле.

Остались ли напряженные отношения между болельщиками «Черноморца» и «Кубани»?

- Отношения такие же, как и были, насколько я понимаю, я с болельщиками плотно общаюсь, поэтому для меня это не секрет. В мою бытность футболиста такого не было, несмотря на то, что в «Кубани» в ту пору играли 4 человека из Новороссийска. Как мне кажется, началось противостояние между клубами тогда, когда «Кубань» была ниже, чем «Черноморец», в начале 2000-х.

С кого российской сборной нужно брать пример?

- Ни с кого не надо. Тут все зависит в отдельности от каждого человека, надевающего форму сборной. У нас футболисты не хуже европейских игроков. Дело в другом. Как говорил российский футбольный тренер Юрий Красножан, помимо материальных ценностей должны быть духовные. Ты должен играть за свою семью, за город, регион, страну, нам не хватает только этого.

Возможно ли в Новороссийске воспитать Леонеля Месси?

- Скорее всего, если только совершенно случайно, если придет к нам мальчик, в котором генетически будет заложен Месси. Но его же надо еще и развить. Здесь, в Новороссийске, у нас это сложно сделать, нужно опять же выстроить систему. Без системного подхода к воспитанию детей-футболистов ничего не получится, нужно совершить примерно то, что сделал господин Галицкий. В его базе при ФК «Краснодар» дети и едят правильно, и готовятся, и спят как положено, у них все посвящено футболу. Ребят отбирают по всей стране, их готовят очень грамотные специалисты, которые, к слову, зарабатывают очень неплохие деньги, они не думают, как завтра накормить семью. У нас почему-то до сих пробуют решать проблему методом «взять и все купить». Когда-то таким образом пытались раскрутить «Анжи» (тогда у них в составе, появился Роберто Карлос), команда даже доигрались до еврокубков, но через три года команды не стало, так как деньги кончились, а ведь суммы были потрачены громадные.

Справедливо ли Министерство спорта одобрило отставку Леонида Слуцкого с поста тренера Сборной России?

- Леонид Слуцкий работал на два фронта, и на ЦСКА, и на Сборную. Он, безусловно, много сделал, ведь ранее выход команды на Чемпионат Европы ставился под большой вопрос. Он оценил ситуацию верно: выигрывает команда, а проигрывает тренер. Но упрекнуть его в чем-то я не могу. Сейчас Сборной нужен свежий взгляд. Новый тренер Станислав Черчесов является серьезным мотиватором, у него железная дисциплина. Сейчас ему, как любому новому тренеру, нужна адаптация, моментально высоких результатов не будет.

- Секрета успеха сборной Исландии на Чемпионате Европы вовсе нет. Да, в их Чемпионате играют много непрофессиональных футболистов, но практически все исландцы, выступавшие на Чемпионате Европы, играют в топовых командах Англии, Ирландии и Шотландии, там уровень сумасшедший. Примерно так же обстоят дела и в Хорватии, там большая часть футболистов аналогично играет в европейских топ-клубах.

Какое бы Вы хотели загадать футбольное желание на Новый год?

- В первую очередь, хочется пожелать абсолютно всем в Новый год здоровья. Как тренер, хочу пожелать Новороссийску выйти в премьер-лигу, увидеть больших «звезд», и конечно хотелось бы, чтобы в этот момент я был руководителем «Черноморца».

Вступайте в НАШУ группу во Вконтакте, узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!