«Лучше мои работы будут уничтожены, чем достанутся быдлу»: новороссийский художник рассказал о творчестве и жизни

«Лучше мои работы будут уничтожены, чем достанутся быдлу»: новороссийский художник рассказал о творчестве и жизни

Мастерская Александра Кампера - это его дом и выставочный зал. Прохожие нередко заглядывают внутрь, чтобы посмотреть на творения мастера. Рядом с одноэтажным зданием стоит красивый мотоцикл, на сиденье которого спит черный кот, животное живет у художника уже год. Александр кажется каким-то необычным, даже немного космическим человеком, сразу чувствуется творческая личность. Подкупает его открытость и честность, за полвека жизни он понял, что никого не боится, не стесняется высказывать свои мысли.

Обстановка в доме-мастерской

В мастерской у художника везде расставлены его работы и заготовки, глаза разбегаются, когда туда попадаешь. Каждый из экспонатов несет историю и смысл. В жилой комнате у мужчины стоит печь, которая топится дровами, нет света и воды. Там даже нет окон, поэтому помещение очень темное. Художник хорошо в нем ориентируется, у меня возникли трудности. Даже со светом фонаря видимость очень плохая. Единственное, что я разглядела был диван, шкаф, большое зеркало и огромное количество картин на стенах. Портреты будто с грустью и разочарованием смотрели со стен. Свет и воду отключили несколько лет назад, восстановить элементарные условия для жизни Александр не может, так как по документам, он не является собственником. Мужчина в разводе, у него есть одиннадцатилетний сын Герхард, который приезжает к отцу на выходные. Мыться и стирать приходится у друзей. Сейчас родители мастера живут в Абрау-Дюрсо, они купили вагончик и участок. В таких условиях и создаются произведения искусства.

Начало творческого пути

Интервью началось с того, что Александр объяснил: до тридцати двух лет он не был связан с искусством. Художник наклонился ближе ко мне, улыбнулся и шепотом сказал: «Я даже рисовать не умею». Однако, смотря на его работы, никогда не поверишь в это. Судьба будто сама натолкнула мастера на путь искусства.

В 1998 году, я увидел, как убивается античная история Новороссийска. На Мысхако работал экскаватор, ко мне прибежали дети и сказали: «Дядь Саш, там копают и кажется в этом месте есть что-то керамическое!». Я остановил экскаватор, попросил отвертку и начал ей раскапывать. Оказалось, там грунтовый античный могильник, где захоронили греческого воина. На этом памятнике археологии начал строиться бывший начальник УМВД города,- рассказывает Александр.

Здесь находилось достаточно крупное поселение примерно в I-II веке нашей эры. Художник нашел там очень тяжелую черепицу, судя по ней, стены должны были быть очень прочными.

- Здесь жили именно греки, это подтверждает статуэтка Афродиты, которую я вытащил буквально из ковша экскаватора. Это уникальная находка, она описана в археологических каталогах как «Афродита Мысхакская». Я не отдал ее, потому что считаю: государство не имеет права на то, что оно уничтожает,- продолжает художник.

Собирал античные предметы на месте стройки

Все древние находки были собраны в канаве, в 1997 году проводили водопровод к детской больнице на Мысхако. Так вышло, что его путь проходил через античные поселения.

Я по полдня не давал трактору работать, чтобы сохранить важные экспонаты.  До сих пор задаюсь вопросом: может ли необходимая цель- дать воду детям, решаться за счет другой- уничтожение истории? Я был удивлен бездействию археологов в Новороссийске, попросил остановить процесс стройки. Услышал ответ Александра Дмитриева: «А что я могу сделать? Если начну возмущаться, то просто администрация не даст денег на следующую экспедицию». И все. Целые амфоры, предметы быта я отдал в музей, а то что было в куче поломанной керамики главный археолог города не захотел брать. «У меня этих вещей, как грязи»,- такой ответ я получил,- вспоминает Александр.

С этого и началось творчество. Художник наложил на античную керамику современные логотипы: знак пепси-колы, евро продукт, непищевые отходы, возврат тары. Свои работы он принес директору художественной школы Сердюку Владимиру Ильичу.

- Я называю его крестным отцом моего искусства. Если бы он меня не поддержал в этот момент, наверно моя бы судьба так сильно бы не изменилась. Я пришел к Владимиру Ильичу и показал работы, где нанес на древнюю керамику современные логотипы( визуально их состарил). И он купился, сказал:"Это не ко мне, это в музей". А когда я объяснил, что сделал, он посчитал идею интересной. Владимир Ильич сказал мне: "Занимайся",- продолжает Александр,- Сейчас я сначала нахожу материал, а потом ко мне приходит сюжет, видение работы.

Жизнь до творчества

Александр взял в аренду с правом выкупа здание у агрофирмы «Мысхако» в начале девяностых, семья решила открыть свой бизнес. В этом помещении до того располагалась столовая, они открыли продуктовый магазин, пекарню. Здание было заброшено, с разбитыми стеклами, семья все восстановила. Чтобы вложить средства пришлось продать трехкомнатную квартиру.

- В итоге здание продали депутату законодательного собрания края Михаилу Ковалюку за сто сорок тысяч рублей. Теперь мы не имеем права ни на что. По сути семью выкинул на улицу депутат, лишил средств к существованию.  Сказал мне: «Забирай свои пожитки и освободи мою собственность». Это очень несправедливо. Судиться я не вижу смысла, потому что решение будет не объективным. Мне угрожали, что начнут выселять, но пока не решились. В итоге пообещали квартиру взамен, но это все только разговоры,- продолжает Александр.

Сейчас вопрос с местом жительства и творческой студией до сих пор остается открытым. В 2008 году, как закончился договор на аренду, новый директор агрофирмы завел очень благородный разговор. Он предложил вернуть трехкомнатную в качестве компенсации. Однако все ограничилось словами, пообещать- не значит сделать.

-Как только меня выселят и мои работы выставят на улицу, это будет доказательство того, что у нас отсутствует гражданское общество. Я просто соберу экспонаты и разобью их перед администрацией. Это будет дорогая цена, но лучше мои работы будут уничтожены, чем достанутся быдлу,- комментирует мастер.

Выставки

Все выставки художника называются «Осколки цивилизации». В 1998, 1999 году собралась первая античная коллекция и выставка. Потом Александр стал оперативным сотрудником Союза поисковых отрядов России, со временем стал руководителем группы по Новороссийску, там и находил материалы для своих работ. Первая выставка была в доме художника, потом работы показывал в Питере, Ростове, Краснодаре, Сочи.

-Это все благодаря поддержке моих друзей. Надо было найти помещения, транспорт, правильно упаковать, чтобы не повредить работы. Я знаю одно, моя работа есть у Владимира Путина. Меня попросили сделать выставку в Дивноморском и "Гроздь Диониса" отдал. Я дарил работы генералу Анатолию Куликову. Я очень уважаю этого человека, также в кабинете главы города тоже стоит моя «Контрибуция» (сделана в виде доллара),- рассказывает художник.

Союз художников

Александр регулярно обращался к главе города по вопросу сохранения музея и постройки мастерской.

Глава направил ко мне комиссию. Она должна была решить, достоин ли мастерской, как художник. Приехал Александр Суворов (заслуженный художник РФ), Владимир Сердюк (директор новороссийской художественной школы) и чиновники. В разговоре у Суворова спросили, знает ли он кого-нибудь в России, кто работает так как я. Он ответил, что нет. Если человек один в стране делает подобные работы, то вопрос о мастерской не стоит, она по мнению экспертов не требуется. После этого Владимир Сердюк начал подтрунивать меня: «Подари мне три своих работы, и я сразу стану очень богатым человеком. Это шедевры мирового уровня. Город себе никогда не простит, если эти работы вывезут в частные музеи, коллекции в другие города»,- вспоминает Александр.

Заработок

  Иногда работы художника уходят с аукционов, но только те, которые он может повторить.

- Эксклюзив я либо дарю друзьям, либо оставляю у себя. Например «Контрибуцию» взяли за 500 долларов,за крайнюю работу, которую у меня купили( «Гроздь Диониса») мне заплатили две тысячи евро,- рассказывает мастер.

Сам художник считает, что оценить то, что в единичном экземпляре, сделанном из материала, которому две тысячи лет невозможно.

- Время работы над каждым экспонатом зависит от материала. Я не могу объяснить, как я делаю свои работы, просто я их вижу. Вот например, когда вытащили рельсу, которая служила перекрытием на немецком блиндаже на горе Колдун, я увидел надпись «Осталь. Сталин». Я сразу понял, что это будет. Совместил кусок колючей проволоки и основание рельса. Тот прорыв, который страна сделала с Иосифом Илларионовичем, он выражается в этой жести и силе. Не зря этот экспонат считают шедевром мирового уровня. Я назвал его «Гулаг»,- рассказывает Кампер.

Основной материал для нынешних работ- это останки бомб, снаряды, то что осталось в земле после Второй мировой войны. Помимо творчества, художник занимается увековечиванием памяти погибших во время боев.

- За восстановление памятника на горе Колдун, меня чуть не привлекли к ответственности. В 60-х годах на горе установили пятиметровую стелу, ни одной фамилии на ней не было. В начале двухтысячных мы посмотрели, как она выглядит: была в отвратительном состоянии, не смотря на то, что на каждый памятник, охраняемый государством, выделяются деньги на содержание. После коллективного письма, власти пообещали, что  восстановят стелу, однако никаких действий не было предпринято. По итогу, я на средства друзей и неравнодушных людей создал новый памятник. Это не понравилось властям, даже судом угрожали. Однако в итоге даже состоялось торжественное открытие.

Друзья

-Я очень благодарен судьбе, что она меня познакомила с семьей Анатолия Сергеевича Куликова. К его сыну Сергею отношусь, как к брату. Он очень интересная личность, безумно талантливый человек. Как-то я у него нахально выпросил: «Сереж, я уже тебе подарил тебе несколько работ, и ты мне подари хоть одно стихотворение»,- вспоминает Александр.

И Сергей подарил, Александр знает его наизусть и зачитал вслух. На листе, который отдал поэт мастеру, было написано: Моему другу, последнему оставшемуся немцу на Малой земле, художнику и разгильдяю.

Путь

 Я вижу знаки, мне оставленные кем-то,
Мой путь земной лежит за горизонт.
Вопрос один, и нет пока ответа.
Где будет самый главный поворот?

Тела врагов давно уже остыли.
Добро и Зло- а значит вечный бой.
Я знаю, что найду своих Валькирий.
Тех, что познанием поделятся со мной...(отрывок).

Прим. редакции. Сергей Куликов потомственный военный, сын известного генерала армии, министра внутренних дел РФ (1995-1998 гг.) Анатолия Сергеевича Куликова. Сейчас Сергей Куликов успешный предприниматель, председатель правления Фонда социальной поддержки ветеранов спецназа «Благородство и вера», член совета директоров одного из российских банков. В недавнем прошлом он был командиром прославленного отряда специального назначения «Скиф», который сам и формировал. Со своими бойцами Куликов побывал во многих «горячих точках». Тридцатидвухлетний полковник был удостоен ордена Мужества, медалью «За отвагу». На данный момент занимается активной творческой деятельностью: является автором романов "Откричат журавли", "Не поле перейти", "Кольцо Иуды", "Шутка", "Испорченный отпуск". Пишет и исполняет стихи и авторские песни.

Художник планирует покинуть страну

Александр очень любит Россию и свою работу, однако рассматривает возможность уехать из страны.

-Мое желание - до конца жизни заниматься своим делом, тем что я люблю. Воевать я не хочу, а чтобы дальше оставаться в России мне придется это делать. В мечтах уехать на остров Маргарита,  я дайв-мастер, там есть дайв-центры, есть русские ребята. Хочется жить вне этой грязи. Однако мои работы мне не дадут вывезти, а оставлять я их не хочу,- закончил Александр Кампер.

Адрес художника: поселок Мысхако: Центральная усадьба.

  • Ранее «Наша Газета» брала интервью у руководителя Центра занятости населения в Новороссийске.