Новым имамом в столице Абхазии может стать исламский радикал. Кто такой Ефрем Нозадзе?

Новым имамом в столице Абхазии может стать исламский радикал. Кто такой Ефрем Нозадзе?

Абхазия – самобытная страна, которая отличается от всех республик Кавказа. Пожалуй, каждый третий житель Краснодарского края бывал там на отдыхе, а кто-то ездит регулярно.

Однако в солнечной и дружественной России республике вновь неспокойно. Страна оказалась в плену политического кризиса, который завершился отставкой президента. Давать оценку происходящему пока рано. Как это отразится на различных сферах жизни республики – покажет время. Но кое-что уже вызывает беспокойство: ситуацией могут воспользоваться деструктивные силы. Ведь в условиях политической турбулентности укрепить свои позиции гораздо проще.

Как это сделать? Есть простой (проверенный на практике) способ: на фоне смуты предложить лидера внутри страны. Создать героя своего времени, которому поверит даже самый независимый народ, не желающий жить по чужим правилам и не приемлющий взгляды, которые навязывают извне.

И, кажется, в Абхазии на роль одного из таких лидеров уже кое-кого подготовили.

Ефрем Нозадзе

В августе 2017 года в аэропорту Сочи таможенники остановили 29-летнего жителя республики Абхазия Ефрема Нозадзе, прибывшего рейсом из Стамбула.

Во время проверки в его багаже обнаружили книги, включенные в Федеральный список экстремистских материалов в России.

Тогда Ефрем Нозадзе пояснил, что эти книги ему подарили, он везет их для себя и распространять не собирается.

Против мужчины возбудили два дела об административных правонарушениях – о несоблюдении установленных запретов и недекларировании товаров. Судом Адлерского района Сочи было вынесено решение конфисковать книги и оштрафовать нарушителя на 1000 рублей.

В 2019 году Ефрем Нозадзе вновь был задержан в Сухумском морском порту на борту турецкого судна с партией экстремистской литературы.

Кто бы мог подумать, что задержанным оказался заместитель имама Сухумского молельного дома. В исламе он носит имя Махмуд.

Одиозная личность Ефрема Нозадзе известна уже не только в республике Абхазия, но и за ее пределами.

По сведениям ряда СМИ, молодой проповедник учился исламу в Египте, где, как известно, проблема терроризма и исламского радикализма остро стоит на повестке дня.

Не раз он был уличен в том, что в отсутствии имама, раздает посетителям молельного дома (в том числе случайным туристам) книги, признанные экстремистской литературой (к примеру, запрещенные в России «Сады праведных», «Крепость мусульманина», «Наставления верующим»).

Литературу Ефрем получает из Турции, куда ездит регулярно.

Можно только догадываться, какое количество этих книг привозится в Абхазию, и кто стоит за этими поставками.

Религиовед Юлия Кошкарова рассказала НАШЕЙ, почему книги «Сады праведных», «Крепость мусульманина» признаны экстремистскими:

- Основания для запрета данных книг и внесения их в список экстремистских материалов действительно присутствуют. Так, «Сады праведных» представляет собой сборник хадисов (рассказов), сопровождаемых аятами из Корана и комментариями автора. При этом глава 234 данной книги – «О достоинстве джихада» содержит ряд хадисов, прославляющих «подвиг» шахидов. «Крепость мусульманина» состоит из молитв на каждый день и выдержек из Сунны, сгруппированных по различным жизненным ситуациям, в то же время в книге присутствуют призывы стать шахидом. Начало запрету целого ряда религиозных мусульманских книг, в том числе и вышеуказанных, положило решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.03.2012 г. После подачи апелляции и последовавшей за ней психолого-лингвистической экспертизы часть литературы (50 изданий из 68) решением областного суда г. Оренбурга от 27.02.2015 г. вывели из перечня запрещенных книг, однако 5.12.2018 г. часть из них вновь был включен в список экстремистских материалов. К сожалению, как показывает практика, несмотря на запрет, многие книги из перечня экстремистских материалов, в том числе «Сады праведных» и «Крепость мусульманина»до сих пор находятся в открытом доступе в сети Интернет. Впрочем, данная литература попадает на территорию Российской Федерации и в печатном виде.

Юлия Кошкарова

Имам-радикал?

В Сухуме уже идут разговоры о скорой смене имама. И на смену ему планирует прийти Ефрем Нозадзе.

Известно, что духовный наставник – имам – играет огромную роль в жизни мусульман. К его мнению прислушиваются, ему доверяют практически во всех вопросах, его авторитет непоколебим. Во многом от его мудрых проповедей зависит и настроение внутри мусульманской общины. И здесь очень важно сделать правильный выбор.

Можно ли доверять человеку с такой биографией как у Ефрема Нозадзе?

Можно ли быть уверенным в благих намерениях человека, который неоднократно был задержан с экстремистской литературой на юге России (с которым у Абхазии выстроились более чем дружественные отношения).

Не приведет ли это к тому, что ярый радикал нарушит хрупкий баланс интересов различных религий, безконфликтно существующих до этого на территории Абхазии. Ведь всем известно, что радикальный ислам – это идеологическая доктрина, в основе которой лежит противостояние (в том числе вооруженное) мира «истинного ислама» по отношению к миру «неверных».

По мнению Юлии Кошкаровой, подобная ситуация – серьезный повод для беспокойства, поскольку на территории, граничащей с Россией, создается реальная угроза налаживания канала для транзита экстремизма и терроризма.

Возникают закономерные вопросы: кто и с какой целью наладил поставки экстремистской литературы в Абхазию? Почему в республике не проводится борьба с распространением экстремистских материалов и вовлечением граждан в радикальные религиозные группировки? Можно ли расценивать такую ситуацию как сигнал о назревающем кризисе в деятельности Духовного управления мусульман Абхазии?С учетом сведений о том, что Ефрем Нозадзе в перспективе видит себя следующим имамом столичной мечети вероятность распространения и укрепления позиций исламского радикализма в Абхазии нельзя исключать.

Юлия Кошкарова

От «абхазского монотеизма» до…

Сейчас в Абхазии мирно уживаются мусульмане и христиане. Абхазцы верят, что их земля избрана Богом за красоту. Здесь царят свои религиозные традиции, и даже зародился так называемый «абхазский монотеизм» (т.е. единобожие).

Мирное сосуществование двух религий – ислама и христианства – отражено даже на государственном флаге (зеленые и белые полосы чередуются и символизируют две религии).

Некоторые эксперты успокаивают, что в Абхазии есть лишь единичные приверженцы радикального ислама, которые не могут оказать серьезного влияния, а мнение об опасности распространения взглядов радикальных исламистов в Абхазии преувеличено. Но, как известно, капля за каплей – образуется озеро.

И, увы, законодательство Абхазии в сегодняшнем виде не позволяет противодействовать опасным религиозным организациям.

По оценке ряда исследователей, угроза распространения радикального ислама Абхазии не грозит. Это объясняется тем, что, во-первых, в Абхазии сложилась уникальная ситуация мирного сосуществования нескольких конфессий: православия, ислама и традиционных верований, что находит свое подтверждение в широком распространении браков между представителями разных религий; во-вторых, для абхазов характерно преобладание этнической идентичности над конфессиональной; в-третьих, количество верующих, последовательно соблюдающих религиозные предписания ислама или христианства в разы меньше их общей численности по статистическим данным. Также отмечается, что распространиться исламизму с его претензиями на власть не позволит коренная абхазская политическая элита, структурированная в клановые объединения по региональному признаку.Все это, безусловно, справедливые аргументы. Однако не следует забывать, что отмечаемая исследователями «практичность абхазов в выборе религии» с целью укрепления связей (православие как фактор укрепления дружбы с Россией, ислам – с Турцией) в свое время приводила к реальным конфликтам (например, между князьями Асланом и Сефером Чачба в начале XIX в.). Также стоит отметить активную религиозную и социальную деятельность Единого Духовного управления мусульман Абхазии, которому оказывается серьезная поддержка со стороны Турции и республик Северного Кавказа, с одной стороны, и непростое положение православия в Абхазии, де-юре остающегося в духовной юрисдикции Грузинской православной церкви, с другой стороны. Не стоит сбрасывать со счетов тенденцию по росту численности последовательных мусульман в республике начиная с 1990 х. гг. за счет возвращения потомков абхазских мухаджиров из Турции, трудовых мигрантов из республик Северного Кавказа и Средней Азии.

Юлия Кошкарова

Влияние на туризм

Уже известны случаи, когда обычным туристам, приехавшим на отдых в Абхазию, раздавали исламскую литературу экстремистского содержания.

– Осенью 2019 года мы с супругой отправились в недельное путешествие по Абхазии. В Сухуми мы приехали на третий день, – рассказывает НАШЕЙ Тимур Даиров. – Удивительная архитектура, огромные пальмы, море и радушные люди – все это очаровало с первых минут, и мы впали в некую эйфорию: гуляли по улицам, пили кофе, общались с местными жителями, которые охотно шли на контакт. На одной из центральных улиц встретили абхазца с густой темной бородой, который первым завел разговор. Он спросил, не мусульманин ли я. Я ответил, что мой отец мусульманин. Абхазец начал что-то говорить про веру, а после вручил мне книгу, которую, как он сказал, «должен прочесть каждый истинный мусульманин». Я поблагодарил, кинул книгу в рюкзак и на время забыл о ней.

Когда мы с женой вспомнили о книге, загуглили и поняли, что это за литература, в моей голове возникло много вопросов, но основной: зачем на улицах Сухуми туристам раздают экстремистскую литературу?

Страшно даже представить, что Абхазия из гостеприимной страны, куда едут тысячи туристов превратиться в приют для экстремизма и терроризма.

Нестабильность современной политической ситуации в Абхазии, периодически сотрясаемой кризисами (очередной из которых разворачивается в республике в настоящее время), сложная социально-экономическая ситуация, усиление дифференциации доходов населения, ухудшение криминогенной обстановки – все это создает благоприятную почву для распространения разного рода радикальных идей. В этих условиях целенаправленная активная и последовательная миссионерская деятельность с применением проверенных эффективных манипуляционных технологий вербовки при весомой поддержке из-за рубежа и отсутствии реальных механизмов противодействия экстремизму вполне может изменить религиозную ситуацию в республике, привести к распространению и укреплению исламского радикализма, что, в свою очередь, приведет к межконфессиональным конфликтам в республике, серьезно обострит криминогенную обстановку в Абхазии, явится дестабилизирующим фактором в развитии Северо-Кавказского региона и Юга России, в конечном итоге создаст серьезную угрозу безопасности России.

Юлия Кошкарова