Охота на иностранных агентов в России

Охота на иностранных агентов в России

Иноагентом могут признать некоммерческую организацию, общественное объединение, СМИ и даже физлицо. А наказания за игнорирование требований законодательства об иностранных агентах ввели не только для них, но и для тех, кто рассказывает об иноагентах в СМИ и соцсетях или распространяет их материалы

В России журналистом быть опасно

Важность журналистской деятельности бесспорна: свободные СМИ – краеугольный камень демократического общества. Работа журналистов – осмыслять и поставлять информацию, которая делает нашу картину мира более полной и достоверной. И не зря эта работа имеет особый правовой статус во всем мире.

Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно получать и распространять информацию и идеи без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода массовой информации установлена и статья 29 Конституции РФ. А Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» развивает положения о специальном статусе журналиста, устанавливая повышенную степень ответственности за нарушение его прав.

В любом демократическом обществе свободные и независимые СМИ служат рупором, который помогает каждому быть услышанным. Как только в государстве появляется хотя бы малейшее отклонение от демократического курса – правовые положения, гарантирующие журналистам свободу в осуществлении профессиональной деятельности, тут же начинают сбоить, а нередко и вовсе работать строго наоборот. Кажется, именно это происходит сегодня в России.

Согласно статье 58 Закона о СМИ предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. за воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей, распространителей продукции средств массовой информации и журналистов. Но если сравнить количество тех, кто наказан за воспрепятствование законной деятельности журналистов, и количество журналистов, привлеченных к ответственности за профессиональную деятельность, то становится очевидно: сегодня в России быть журналистом опасно, это профессия повышенного риска. Число уголовных дел, возбужденных в отношении представителей отечественных СМИ, растет. Самые громкие из них хорошо известны каждому: это дела Ивана Кашина и Ирины Славиной, Ивана Голунова, Ивана Сафронова, Петра Верзилова, Александра Пичугина, Светланы Прокопьевой, Елены Пивоваровой и других. Последнее событие в этом ряду, сигнализирующее о пройденном Рубиконе здравого смысла, – дело российского студенческого издания Doxa.

Поэтому журналистам крайне важно понимать стоящие перед ними угрозы и опираться на рекомендации, способные помочь минимизировать риски и избежать возможных последствий. Как адвокат, добившийся оправдания журналиста по уголовному делу и его полной реабилитации, возьму на себя смелость дать несколько советов. Речь пойдет о том, как не стать иноагентом и не оказаться в числе привлеченных к ответственности за журналистскую деятельность.

Кто такие иностранные агенты?

Законодательство об иноагентах получило распространение в разных странах мира. В США еще в 1938 году приняли Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он потребовал, чтобы иноагенты, представляющие интересы иностранных держав, раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности.

В России понятие «иноагент» впервые появилось в 2012 году в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В 2014 году Конституционный Суд РФ отметил, что «признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации…». Со временем понятие «иноагент» прочно вошло в законодательство, а затем и повседневную жизнь.

29 сентября 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, касающийся изменений ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Изначально он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в России организаций, но ко второму чтению был дополнен и получил новое название: «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 6 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)». Тогда в нем и появился раздел, касающийся СМИ-иноагентов. 15 ноября законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях, а 22 ноября одобрен Советом Федерации – несмотря на отрицательное заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

2 декабря 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в законодательство, расширяющие нормы о СМИ, выполняющих функции иноагента. Их обязали регистрировать в России свои юридические лица. А с 1 января 2021 гада все информационные материалы таких СМИ и их юрлиц должны сопровождаться указанием на то, что они созданы или распространяются иностранным агентом. Статус иноагента разрешено было присваивать физическим лицам – так под удар попали блогеры, общественные деятели и любые мало-мальски медийные личности.

Постепенно законодательство об иноагентах трансформировалось из административно-уведомительного в надзорно-репрессивное.

Какими бывают иноагенты?

1. Некоммерческие организации (НКО), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». НКО – иноагент, если:

· получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, от граждан РФ или российских юрлиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников или действующих в качестве посредников при получении таких средств и иного имущества;

· участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

2. Незарегистрированные общественные объединения (НОО), включенные в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». НОО – иноагент, если:

· получает денежные средства и иное имущество от иностранных источников;

· участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ;

· либо намеревается получать денежные средства и иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности на территории РФ4.

3. Российские СМИ, выполняющие функции иноагента. СМИ – иноагент, если:

· распространяет сообщения и материалы, которые созданы или распространены иностранным СМИ-иноагентом или учрежденным им российским юрлицом, выполняющим функции иноагента; участвует в создании таких сообщений и материалов;

· получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, от иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юрлица, выполняющего функции иноагента, от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.

4. Иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. СМИ – иноагент, если получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства или уполномоченных ими лиц, от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников.

5. Физические лица (независимо от гражданства и при отсутствии такового), включенные в список физлиц, выполняющих функции иноагента. Физическое лицо – иноагент, если:

· осуществляет на территории РФ в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность или сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые могут быть использованы против безопасности нашей страны, при поддержке такой деятельности в виде предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи.

Сообщения и материалы, которые распространяют СМИ-иноагенты

Это публичное распространение любого информационного материала, будь то текст (публикация статьи в зарубежном журнале, комментарий в СМИ, книга), видео, аудио, подкаст; личный пост или комментарий под чужим постом в соцсети, репост чужого сообщения.

Политическая деятельность, в которой участвуют иноагенты

Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя и федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности России, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития нашей страны, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Формы политической деятельности:

· участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований; участие в организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

· участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, или в наблюдении за их проведением, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

· публичные обращения к госорганам, органам местного самоуправления, их должностным лицам и иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену нормативных правовых актов;

· распространение мнений о принимаемых госорганами решениях и проводимой ими политике;

· формирование общественно-политических убеждений, в том числе путем проведения социологических исследований и обнародования их результатов;

· вовлечение граждан в указанную деятельность;

· финансирование такой деятельности.

Денежные средства и имущество от иностранных источников

· Оплата работы штатных сотрудников СМИ-иноагентов на основе трудовых договоров;

· перечисления из-за границы (включая перечисления на основе гражданских договоров) через банки и другие системы, в том числе переводы на телефон;

· гонорары и компенсации расходов на участие в мероприятиях иноагентов, включая участие в международных конференциях;

· получение денежных премий из-за границы.

Как иностранных агентов включают в реестр?

Реестр иноагентов ведет Министерство юстиции РФ10 (в перечни включают СМИ, НКО, НОО и физлиц, которые выполняют функции иноагента). Он размещен на официальном сайте ведомства.

Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 216 установлены правила формирования и ведения реестра иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента. Субъекта включают в реестр после поступления его заявления о внесении информации о нем в реестр или документов, направленных органом государственной власти РФ, подтверждающих выполнение субъектом функций иноагента.

Основанием для включения общественного объединения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, является распоряжение Минюста России. Оно издается после поступления уведомления или документов, направленных органом государственной власти РФ, подтверждающих получение общественным объединением денежных средств и иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ.

Приказом Минюста России от 28 июня 2021 года № 106 установлен порядок включения человека в список физических лиц, выполняющих функции иноагента. Заявление о внесении информации о нем в реестр должно быть представлено физлицом в Минюст в течение 10 рабочих дней со дня начала осуществления на территории РФ политической деятельности или сбора сведений при поддержке со стороны иностранного источника и действующих в его интересах граждан РФ или российских организаций.

Признали иноагентом. Что будет дальше?

С даты включения субъекта в реестр иноагентов запрещается распространение информации о нем в СМИ и в их сообщениях в Интернете, а также материалов, созданных им, без указания на то, что субъект выполняет функции иностранного агента. Несоблюдение этого правила влечет наступление ответственности.

Сообщения и материалы иностранного СМИ и российского юрлица, которые выполняют функции иноагента, должны сопровождаться следующим указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

При распространении материалов СМИ в печатной продукции и с использованием Интернета, а также аудиовизуальной продукции это указание должно иметь форму текстового сообщения, а при распространении аудиосообщений – звуковую форму. Размер шрифта указания в печатной продукции и на сайтах должен вдвое превышать размер текста материала. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону. Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20 процентов его размера. При размещении указания в материалах в звуковой форме не допускается его наложение на звуковые фрагменты этого материала, а также применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения. Уровень громкости звука при воспроизведении указания не должен снижаться.

За что могут наказать иноагента и тех, кто о нем рассказывает?

Разберемся, кого и за что могут привлечь к ответственности.

Прекращение деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ).

Распространение в СМИ и в их сообщениях в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента свидетельствует о злоупотреблении свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ). Подобные нарушения, совершенные редакцией неоднократно в течение 12 месяцев, и неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности СМИ являются основаниями для прекращения этой деятельности.

Административная ответственность

1. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ)

Распространение в СМИ и в их сообщениях и материалах в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента влечет наложение штрафа: на граждан – от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на юрлиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

2. Ответственность за непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иноагента (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление НКО, выполняющей функции иноагента, в государственный орган (должностному лицу) сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юрлиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение обязанностей физлицом, выполняющим функции иноагента (ст. 19.7.5-4 КоАП РФ16)

Непредставление или несвоевременное представление физлицом, выполняющим функции иноагента, в уполномоченный орган сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде, либо нарушение порядка представления таких сведений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Неисполнение физлицом обязанности указывать на наличие статуса иноагента при осуществлении своей деятельности (предусмотренной п. 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ) влечет наложение штрафа в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

4. Нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иноагента (ст. 19.34 КоАП РФ)

Осуществление деятельности НКО, выполняющей функции иноагента, без включения в реестр иностранных агентов влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; на юрлиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Производство НКО, включенной в реестр, материалов, их распространение либо направление ею материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; на юрлиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Производство учредителем, членом, участником, руководителем НКО, включенной в реестр, или лицом, входящим в состав органа такой НКО, при осуществлении ими политической деятельности материалов или их распространение, а также направление таких материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента НКО влечет наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

5. Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или российского юрлица, которые выполняют функции иноагента (ст. 19.34.1 КоАП РФ17)

Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение требований законодательства иным лицом, информация о котором включена в реестр СМИ-иноагентов, влечет наложение штрафа: на граждан – 10 тысяч рублей; на должностных лиц – 50 тысяч рублей; на юрлиц – 500 тысяч рублей. За повторное правонарушение гражданин заплатит 50 тысяч рублей, должностное лицо – 100 тысяч рублей, а юрлицо – 1 миллион рублей. За грубое нарушение (более двух раз в течение года) на юрлицо наложат штраф в размере 5 миллионов рублей.

Иностранные структуры без образования юридического лица, признанные СМИ-иноагентами, несут административную ответственность как юрлица.

Уголовная ответственность

1. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ)

Создание НКО (включая НКО-иноагента) или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией или подразделением наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или дохода осужденного за период до 18 месяцев либо ограничением свободы, принудительными работами или лишением свободы на срок до 3 лет.

Минимальным наказанием за участие в деятельности такой НКО и пропаганду указанных деяний будет штраф в размере до 120 тысяч рублей, максимальным – лишение свободы на срок до 2 лет.

2. Злостное уклонение от исполнения обязанностей в связи с признанием лица иноагентом (ст. 330.1 УК РФ)

Злостное уклонение от представления документов, необходимых для включения в реестр НКО- или НОО-иноагентов, наказывается как минимум штрафом в размере до 300 тысяч рублей, как максимум – лишением свободы на срок до 2 лет.

Такие же наказания предусмотрены за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение иным лицом-иноагентом требований законодательства, совершенные после привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Непредставление в уполномоченный орган заявления о включении в список физлиц-иноагентов или отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, после привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей, а самым строгим будет наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. То же грозит за непредставление такого заявления лицом, осуществляющим в интересах иностранного государства, его госорганов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности России.

Нынешнее законодательство об иноагентах позволяет развернуть охоту на независимые организации, СМИ и журналистов, что несовместимо с ценностями, присущими демократическому государству. Сейчас мы наблюдаем смену вектора: если еще недавно подавались гражданские иски или применялись административные штрафы, то теперь чаще возбуждаются уголовные дела по новым статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наказание в виде лишения свободы. Нарушение свободы слова, введение цензуры, расправа над неугодными СМИ – вот основные признаки сегодняшнего «регулирования» деятельности организаций и граждан, действующих в интересах общества.

Рекомендации журналистам

Как же не стать иноагентом и не (при)сесть за журналистскую деятельность? Надежных вариантов немного: либо вовсе прекратить ею заниматься, либо писать исключительно о рекордных урожаях и достижениях действующей власти. К сожалению, сегодня практика применения законодательства об иноагентах выглядит как откровенное политическое преследование независимых СМИ. Если надежные варианты не подошли, нужно быть готовым к тому, что даже при соблюдении всех законов вы не застрахованы от возбуждения уголовного дела.

Тем, кто остается в профессии на свой страх и риск, может пригодиться перечень простых правил.

1. Написанный вами материал должен быть основан на фактах. Даже оценочное мнение желательно максимально приближать к реальности. В противном случае можно получить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации или о компенсации морального вреда.

2. Журналист несет ответственность за сведения, переданные ему другими лицами. Поэтому способ получения информации должен быть легальным и перепроверяемым.

3. Россия – страна тайн. Перед публикацией важно убедиться, что распространяемые сведения не составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Самостоятельно сделать это сложно (в том числе потому, что перечень таких сведений постоянно расширяется), проще обратиться за помощью к юристам.

4. Политические или околополитические тексты попадают в зону повышенных рисков. Поэтому если материал политический, лучше оговорить это, использовав соответствующий дисклеймер. Например, вот так это сделал Фридрих Август фон Хайек в «Дороге к рабству»: «Когда профессионал, занимающийся общественными науками, пишет политическую книгу, его долг – прямо об этом сказать. Это политическая книга, и я не хочу делать вид, что речь идет о чем-то другом».

5. Важно соблюдать информационную гигиену. Используйте надежные средства коммуникации (telegram, signal, google.com). Это позволит сохранить сведения, составляющие журналистскую тайну, и соблюсти конфиденциальность информации о вас и вашей профессиональной деятельности.

6. Соблюдайте правила игры, прописанные в законодательстве об иностранных агентах: обязанность ставить пометки о статусе иноагента лежит как на СМИ, внесенных в реестр, так и на других изданиях, которые ссылаются на материалы СМИ-иноагентов или перепечатывают их. В обоих случаях пометки должны быть также в сообщениях в соцсетях издания.

7. Журналистам крайне важно следить за изменением законодательства и действовать в рамках закона. Да, это сложно: рамки все сильнее сжимаются, ориентироваться в ограничениях и запретах нелегко уже даже юристам. Но разбираться в этом необходимо, чтобы не подвергать себя рискам. Если за усердием депутатов Госдумы следить не удается, консультируйтесь с юристами при возникновении даже малейших сомнений.

8. Проявляйте разумную осмотрительность. Если вы узнали, что к вам и вашей деятельности проявляют интерес сотрудники правоохранительных органов (вызов на опрос, наведение справок, исследование документов, наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров), не стоит испытывать судьбу, лучше незамедлительно обратиться за юридической помощью.

Законодательство об иноагентах стало механизмом легитимного деления журналистов (а также блогеров и прочих медиаличностей) на «своих» и «чужих» по признаку лояльности к власти. Вести честную и независимую журналистскую деятельность в таких условиях опасно, но вдвойне важно для общества.

Статья опубликована в "АГ-Эксперт".