Капитан дальнего плавания из Новороссийска: «Я, наверное, не был только в Монголии и Антарктиде»

Капитан дальнего плавания из Новороссийска: «Я, наверное, не был только в Монголии и Антарктиде»

Новороссийск является поистине морским городом. Недаром здесь появился университет, воспитавший не одно поколение моряков, значительная часть мужского населения является представителями этой романтичной специальности. Каково находиться во время качки на судне, и что нужно делать, если на тебя нападают пираты? Капитан дальнего плавания Роман Вдовин поделился с НАШЕЙ рассказом о буднях моряка.

Новороссиец Роман Вдовин, выпускник НГМА имени Ушакова, связал свою жизнь с морем 20 лет назад. За его плечами почти 10 лет капитанского стажа. Сейчас Роман Андреевич заместитель директора Bernhard Schulte Shipmanagement, крюинг-центра города Новороссийск.

— Обычно капитаном становятся спустя 10 лет после окончания вуза. Можно приступить к должности и в 30 лет, но только в том случае, если у человека достаточно знаний и авторитета, нужно быть в своей области профессионалом. Когда на мостик поднимается лоцман, у него не должно быть сомнений, кто перед ним.

Роман выбрал профессию моряка неслучайно:

— Я решил продолжить династию, мой отец сам стал капитаном в 30 лет. Мне посчастливилось с ним пойти в мой самый первый рейс в качестве 3-его штурмана, во второй раз мы были вместе на судне, когда я уже стал старшим помощником. Я благодарен отцу за то, что он передал все свои знания, когда это было так важно: этап формирования меня, как моряка, и тогда, когда я реализовывал себя как руководитель.

Сколько Вы обычно находитесь в рейсе?

— Самый долгий рейс у меня длился 7 месяцев. Это было начало 90-х, тогда ты не мог назначить себе срок меньше. Сейчас времена изменились, теперь можно отправиться в рейс на столько, на сколько тебе удобно, но в основном подписываются контракты на 3-4 месяца. С тех пор, как я стал моряком, дома и на суше я провожу примерно одинаковое время. Можно сказать, что в общей сложности в море я пробыл 10 лет.

Как получается уладить конфликты на судне? Ведь наверняка сложнее решать их в такой замкнутой обстановке.

— Настоящий капитан не допустит разногласий в коллективе, он устранит их на начальном этапе. Другое дело, когда один из членов экипажа целенаправленно нарушает дисциплину, тут уже действует система выговоров. Если человек не исправился после трех предупреждений, то его списывают с судна со всеми вытекающими последствиями. Далее компания должна решить, брать нарушителя на работу или нет. Ранее крюинги вели «черный список», но ныне все придерживаются мнения, что человеку нужно дать второй шанс, когда он уходит из одной компании в другую.

В чем преимущества и минусы данной профессии?

— Преимущества этой работы, прежде всего, хороший заработок, романтика ушла на второй план. На свою зарплату я могу сделать так, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась. Минус, пожалуй, в том, что ты находишься вдали от друзей и родных, это не заполняется никакими деньгами.

От чего зависит зарплата капитана?

— В каждой компании есть свои условия труда, поэтому можно говорить, что зависит, в первую очередь, от профессионализма и от уровня самой фирмы. Bernhard Schulte Shipmanagement на мировом рынке одна из ведущих компаний, это значит, что к морякам выдвигаются высокие требования. Зарплаты тем самым соответствуют уровню специалиста. При отборе кадетов мы также проверяем объем профессиональных знаний, которые можно получить во время учебы, а также владение английским языком. 

Существует мнение, что у моряков после долгих лет работы отпадает желание путешествовать по странам, так как они уже везде были, правда ли это?

— Не знаю, я после каждого своего рейса езжу с семьей путешествовать, причем каждый раз выбираю новую страну. В итоге, я не был, наверное, лишь в Монголии и Антарктиде. Как таковых «нелюбимых» стран у меня нет. Есть государства, куда традиционно не охотно заходят моряки, это связано с определенными сложностями с властями. Например, власти африканских стран славятся своими огромными поборами. 

Попадали ли Вы в сильный шторм? Каково находиться в этот момент на судне?

— Было дело, когда сломался главный двигатель посреди Бискайского залива в 2010 году. В это же время разыгрался 11-балльный шторм, волны были размером с 4-этажный дом. К слову, самый сильный шторм считается 12-балльный. Наш бывалый, 57-летний старший помощник не на шутку запаниковал, думал, что мы потонем. Естественно, его настроение передалось всему экипажу, тут уже пришлось всех успокаивать, чтобы продолжить работу. Механики справились с поломкой спустя 27 часов, дальше мы смогли дойти до ближайшего испанского порта. 

Какие меры принимаются во время шторма?

— Все вещи, с момента появления их на судне, привязываются, прикручиваются и крепятся, это уже на автоматизме. Посуда хранится в специальных ящиках, которые сбоку закручиваются, чтобы они ни в коем случае не открылись. Конечно, не обходится и без человеческого фактора, некоторые могут и забыть что-то закрутить, но в основном люди подходят к этому ответственно, тем более всегда оглашается предупреждение, чтобы все были готовы к шторму. Во время непогоды особо не заснешь, но во время качки есть вариант все-таки отдохнуть. В каждой каюте находится кровать и диван, они расположены по-разному, и это не зря. В случае, если качка кормовая, то можно лечь на диван, если же судно идет по волнам, то тут уже ложишься на кровать. Если волнение настолько сильное, что невозможно лежать, то стелишь матрас на пол, опираешься руками и ногами о предметы и пытаешься заснуть. 

Примерное расположение кровати и дивана в каюте

Говорят, что все моряки подвержены психическим расстройствам, зачастую их можно увидеть в рейтинге профессий, где больше всего сходят с ума. Сталкивались ли Вы на судне с такой проблемой и что старались предпринять?

— Тут главное — обстановка внутри экипажа. Нужно следить, чтобы человек не замыкался в себе, не чувствовал себя одиноким, это легко заметить в одном коллективе. Лучше сделать так, чтобы он не сидел без дела, лучше пусть занимается каким-либо легким трудом. Если же становится заметно, что у моряка неадекватное состояние, то тогда остается посоветовать ему вернуться домой, чтобы не усугубить ситуацию, при этом стараясь не пугать его. А так, за 20 лет моей практики таких прям серьезных случаев не было.

Члены экипажа идут в рейс без сопровождения врача. Как они сами справляются с травмами и с непредвиденными ситуациями?

— Все моряки проходят медицинскую подготовку, плюс ко всему, на каждом судне есть медицинский справочник. Второй штурман отвечает за аптечку, в нее входят препараты и  приборы, которые только могут пригодиться, в случае, если медикаменты заканчиваются, штурман составляет заявку на заказ. Также, в особо сложных ситуациях, мы звоним в Итальянский медицинский центр, куда обращаются все суда мира за советом в области медицины. Если судно находится близко к берегу, то в экстренных случаях вызывается вертолет, но если уже болезнь настигла в открытом море, то придется потерпеть до ближайшего порта. Однажды я вызывал для штурмана воздушный транспорт, у него были подозрения на камни в почках, мы тогда находились в районе Кюрасао. В открытом море случилось так, что румынскому кадету попала окалина в глаз, по телефону нам посоветовали использовать специальные капли. Так лечили мы парня две недели, пока не пришли в Шри-Ланку, его там забрали в госпиталь. Потом кадет связался с нами и рассказал, что зрение удалось сохранить, история закончилась благополучно. Также приходилось неделю прокалывать антибиотиками моряка, у которого было подозрение на аппендицит, пока не пришли в ближайший порт.

Как проводят моряки свой досуг?

— Сейчас каждое судно оборудовано спортзалом с большим количеством тренажеров. Если парень активно занимается спортом, то даже в рейсе он может в полной мере продолжать тренировки. Я специально делаю заказ на велосипеды, чтобы люди могли проехаться, когда мы находимся в порту. Между собой моряки порой проводят целые чемпионаты по настольному теннису. Когда судно стоит на якоре, то в такие моменты многие любят рыбачить. Также у нас есть игровые приставки, но я не поддерживаю такой досуг, я за активный образ жизни.

Правда ли, что на судне многие моряки начинают активно выпивать?

— В нашей компании алкоголь полностью запрещен, если моряка заметят со спиртным, то жестокое наказание неизбежно. Лет 10 назад был разрешен легкий алкоголь (пиво), но со временем и эту практику решили прекратить. Мы, по сути, являемся единственной компанией с такими радикальными мерами.

Как сильно изменились условия работы за 20 лет?

— За 20 лет стало намного сложнее. К специалисту теперь больше требований по знаниям, необходима быстрая реакция, чтобы отреагировать на все изменения, происходящие каждую минуту. Раньше на судно поступало по три сообщения в день, сейчас же ты обязан постоянно находиться в информационном потоке. Также стоит учитывать, что вся документация и все сообщения пишутся на английском языке, а весь экипаж состоит из иностранцев. Поэтому моряк должен так владеть английским, чтобы суметь быстро принять решение. Так что совет всем нашим курсантам — учите английский язык! Ведь никто не будет ждать вас, пока вы достанете свой словарик, чтобы перевести письмо!

Зато с семьей сейчас стало удобнее общаться: 20 лет назад была связь только по спутнику, сейчас же появились месседжеры, Скайп, я на связи с родными практически всегда.

Бытует мнение, что многие жены моряков не хранят верность. Согласны ли Вы с этим мнением?

— Отвечу так: когда ты выбрал столь специфичную профессию, далее нужно грамотно выбрать супругу. Я уверен, что морячка — это тоже профессия, быть ею действительно большой труд, и конечно, не все могут выдержать его. Во время рейса тяжело всем — и морякам, и их женам. Однажды я был свидетелем, как обсуждали двое кадетов, что делать, если изменила жена, пока ты находился в море. Один из парней сказал умную фразу: «если изменила, значит это не твоя женщина». С этим мнением я полностью согласен. 

Как обстоят дела с питанием на судне?

— Конечно судно — это не ресторан, но в итоге качество блюда будет зависеть от умения повара. В 90-е годы было куда сложнее, особенно тогда, когда продукты были на исходе, а захода в порт не дают. Но когда мы получали продукты, повар с лихвой компенсировал трудные дни. Еда у нас довольно разнообразная, в основном заказываются продукты с запасом. Продовольственная проблема может возникнуть, наверное, только при заходе в какую-нибудь африканскую страну. Блюда для рядового и офицерского состава отличаются: рядовые в основном являются жителями Азии, их привычная еда — это рис и все, что с ним связано. Конечно, они не станут постоянно есть привычные европейцу продукты. При всем при этом, повар всегда подстраивается под каждого члена экипажа, в итоге на обед и ужин представлено по несколько блюд для каждого состава. Сам я убедился, что самые лучшие повара все-таки из России.

Как проходят праздники на судне?

— Праздники у нас стараются проводить с душой, но даже в особенные дни алкоголь строго запрещен. Накрывается стол, на который выделяются дополнительные финансы, без этого никуда. На Новый год достается искусственная елка, которая всегда находится на судне и ждет своего часа. Естественно мы не можем поставить настоящее дерево по понятным причинам, откуда в море елки?

Празднование Международного дня моряка на судне

Есть ли вариант навестить родственника-моряка на судне?

— Моя супруга при каждой возможности заезжает ко мне, когда  судно находится в российском порту. В других странах, как Венесуэла и Индия, приезжают целыми семьями, они могут жить на судне неделями. Среди русских семей такое поведение не распространено. 

Без чего Вы не пойдете в рейс?

— Как таковых вещей нет. Нужно помнить, что это суровая работа, надо быть готовым ко всему. Чтобы понять, что действительно необходимо в работе, обернитесь и посмотрите на Колумба: что он брал с собой в свое путешествие? Вы у него явно не увидели бы ноутбук или пуховую перину, сейчас молодые моряки действительно забывают, что они едут работать, а не отдыхать.

Сталкивались ли Вы с пиратами?

— Бывало и такое, мы тогда работали в самых опасных в плане пиратов районах — в Нигерии и в Сомалийских водах, но до захвата судна дело, благо, не доходило. Когда заранее известно, что надо пройти в опасных местах, нанимается вооруженная охрана, так же в дело идут защитные средства, например, колючая проволока. Пираты боятся таких мер, поэтому они зачастую и не пытаются приблизиться к судну. Иной раз приходится включать систему оповещения и приводить судно в боевую готовность. Конечно, отбиваться от пиратов страшно, но главное — не падать духом!

Как Вы считаете, женщина на судне — к несчастью?

— Доводилось мне работать с девушками. Год назад под моим руководством находились сразу шесть барышень из Венесуэлы — четверо из них штурманы (одна из них, к слову, и была тем штурманом, которому пришлось вызывать вертолет), еще две девушки являлись механиками . В начале я действительно испугался, ведь мне казалось, что работать с женщинами — сплошная головная боль, и что они не смогут справиться со своими обязанностями. В итоге я вспомнил фильм «А зори здесь тихие...», где старшина руководил пятью девушками, я старался брать пример с него. Венесуэлки меня приятно удивили, у них знаний оказалось в разы больше, чем у наших ребят, также они меня поразили своей дисциплинированностью. Когда я говорил, что нужно быть на мостике через 15 минут, девчонки стояли на нем уже спустя 10 минут. Российские моряки должны брать с них пример!

Что бы Вы хотели пожелать курсантам и тем ребятам, которые еще не определились с профессией?

— Тем, кто еще выбирает свое будущее, желаю быстрее определиться. Моряк — это отличная специальность, возможность самореализовываться и стать финансово независимым. Те, кто уже выбрал море, желаю иметь богатую теоретическую базу, и чтобы в их первом контракте попались хороший "дедушка" (старший механик) и "дядя" (капитан), ведь именно от них зависит, чему вы научитесь после рейса, и каким моряком вы станете. 

  • Ранее НАША брала интервью у известного новороссийского художника Александра Кампера.

Вступайте в НАШУ группу во Вконтакте, узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!