Тупики, строительство депо и сигнальные посты. История новороссийского трамвая

Тупики, строительство депо и сигнальные посты. История новороссийского трамвая

В конце декабря 2019 года Youtube-блогер, автор канала «Новороссийск: история где-то рядом», порадовал подписчиков очередным историческим видео. В этот раз речь зашла о трамвае, в частности о строительстве новых веток в 1935 году.

Почти 85 лет назад был введен в строй новый участок трамвайной линии на улицах Почтовая и Ремесленная от улицы Пушкинской до Элеваторной, и как следствие сформировалось прилегающее к улице Сакко и Ванцетти оборотное кольцо - по улицам Пролетарская-Робеспьера-Почтовая. С этого момента трамваи стали ходить прямо до элеваторов, здесь появился тупик.

Но уже к 1 февраля линию удлинили вглубь Мефодиевки. Трамвай ездил по улицам Элеваторная, Нижнебазарная (сейчас Шаумяна). Этот отрезок линии отличался тем, что в дожди и при таянии снега по улице устремлялись потоки воды, вызывая ускоренное гниение непропитанных шпал. И при спуске к Элеваторной со стороны Мефодиевки и при движении к ней по Ремесленной со стороны цементных заводов вагоновожатые при поворотах из-за близко подступавших домов не видел практически ничего. Из-за этого трамвайщикам пришлось поставить там сигнальный пост, чтобы предотвратить столкновение с автотранспортом. До конца марта эта линия становилась длиннее: постепенно ее продлили до Мефодиевского рынка и улицы Васенко.

Когда Мефодиевский участок был завершен, началась прокладка линии на Шесхарис. И уже 2 июля 1935 года началось движение трамваев по однопутному участку от цемзавода «Пролетарий» до электростанции Новорэс. Обогнув заводские ворота, рельсы переходили Сухумское шоссе и шли по обочине существующей дороги. Возле строящегося с 1927 года Дворца Цементников появилась новая трамвайная конечная остановка.

А уже в сентябре 1935 года на Судостальской открылось трамвайное депо.Идя по улице Куйбышева вдоль депо трамвай сворачивал налево на улицу Рабочую и спускался вдоль другого забора к Судостальской. На углу Рабочей и Судостальской находились въездные ворота в депо.