В Лютеранской церкви был клуб цементников, а дачу Голицина использовали как общежитие: история и фото старейших зданий Новороссийска

В Лютеранской церкви был клуб цементников, а дачу Голицина использовали как общежитие: история и фото старейших зданий Новороссийска

Лютеранская кирха

Лютеранская кирха на Сухумском шоссе была построена в 1908 году известным немецким архитектором фон Дессеном. Эта кирха является уникальной и единственной сохранившейся на территории Краснодарского края. В здании был орган, но, во время Революции, его замуровали и обнаружили только в начале XXI века, в весьма плачевном состоянии. Службы здесь проходили вплоть до 1928 года, после чего она была передана цементному заводу под клуб. В 1999 году ее вновь вернули для нужд Церкви.

Сейчас кирха сильно отличается от того, какой она была при постройке. В первую очередь не хватает башни, которая чудом пережила войну, но была демонтирована в конце 50-х годов просто потому что обветшала. Также сильно режут глаза белые пластиковые окна, которые явно не соответствуют строгому готическому образу кирхи.

Дача Голицина

Академик Борис Борисович Голицын - выдающийся физик, один из основоположников сейсмологии, изобретатель первого электронного сеймсмографа. Он часто бывал в Новороссийске. И однажды решил построить здесь себе дачу. А точнее – целый замок!

Дача Голицина была возведена в 1901 году в неоготическом стиле. Здание построено в духе поместий средневековых баронов. Архитектор - Н.Н. Карлинский. Физик принимал здесь гостей и даже угощал вином собственного производства.

Борис Голицын скончался в 1916 году. Через год случилась Революция, которая окончательно завершила судьбу этого здания, как загородной резиденции. До войны здесь было общежитие. Во время Великой Отечественной здание сильно пострадало от боевых действий, но еще какое-то время оставалось жилым помещением. Затем людей переселили, а дача Голицина превратилась в заброшку.

Сейчас здание оказалось расположено на территории базы Военно-морского флота. Оно огорожено забором и находится на земле Минобороны. Вряд ли его будут реставрировать. Так что от великолепного сооружения вскоре останутся одни лишь фотографии.

Железнодорожный вокзал

Торжественное открытие здания новороссийского железнодорожного вокзала произошло летом 1888 года. Его спроектировал инженер-архитектор Виктор Пиотровский. В изысканный, уникальный внутренний дизайн входили паркетный пол и эксклюзивная дорогая мебель.

Во время Великой Отечественной войны станция была развалена. Архитектор Данини восстановил не только первоначальный вид железнодорожного вокзала, но и вернул старые детали архитектуры. Позже к зданию было пристроено два двухэтажных крыла. Вокзал был оснащен современным оборудованием, благодаря которому пассажиры были обеспечены всеми удобствами.

Здание ООО «Флот НМТП»

Здание ООО «Флот НМТП» или, как его называют в народе Портофлот, было построено под нужды Владикавказской железной дороги в 1899 году. В советское время в довоенный период здание отдали под Дом Союзов. Во время Великой Отечественной войны оно сильно пострадало. Но именно это сооружение стало символом освобождения Новороссийска от фашистских захватчиков. Ведь именно здесь 16 сентября 1943 года состоялся первый митинг в освобожденном городе. Также, именно здесь был сделан один из самых известных снимков той эпохи, где изображены солдаты, водружающие знамя Военно-Морского флота на памятник Ленину.

После войны здание было восстановлено и приобрело более пышную декорацию фасада Долгое время тут находилось управление порта, а в настоящее время здесь управление флотом НМТП.

Элеватор

Новороссийский элеватор был введен в строй в 1894 году. По большинству показателей он превосходил не только все подобные объекты в Российской империи, но и на всём континенте. Основные параметры сооружения: общая длина — более 160 м; ширина – около 30 м; высота силосных корпусов – 30 м; высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов шестигранного сечения. Если их все поставить один на другой, то высота составит 8 километров.

На рубеже ХIХ и ХХ веков через новороссийский элеватор проходило три четверти всего экспорта российского зерна. Но грянула Первая мировая война, а за ней – Гражданская. Элеватор попросту начали грабить.

Когда советская власть пришла в Новороссийск и принялась наводить порядок, оказалось, что элеватор неработоспособен. Все работы велись ручным примитивным способом. Но уже к 1928 году элеватор не просто вступил в строй, но даже стал развиваться. Так, уже в 1930-м была построена новая транспортная галерея, рассчитанная на объёмы в 400 тонн в час.
И снова грянула война. Элеватор сильно пострадал. Но уже к 1950-му году полностью функционировал и продолжал набирать объёмы. Вскоре началось строительство нового элеватора, а вновь отстроенная транспортная галерея была рассчитана на производительность в 1000 тонн в час.


Монументальный элеватор сдался только времени и техническому прогрессу. Долгое время только ветер гулял в залах элеватора. Но недавно началась реставрация силами Новороссийского комбината хлебопродуктов.

Источники: teletype.in/@novoross.today, topwar.ru, Яндекс Дзен, Василий Хонин, а также фото из открытых источников.