«Монолог вранья»: так экологи Новороссийска назвали заявления «Терры-Н» и администрации по вопросам реконструкции мусорного полигона
Больше всего общественников возмутило, что фильтрат в реках – это легенда, а за всю историю свалки здесь случилось всего два пожара. Экологи предоставили документы, подтверждающие, что это ложь. А также объясни, что на самом деле означает фраза «увеличение емкости полигона».
В Новороссийске прошла встреча чиновников и представителей «Терра-Н» с журналистами, на которой компетентные лица ответили на наболевшие вопросы горожан. Подробно почитать об этом можно здесь. Представителей общественности и членов экологического совета на мероприятие не приглашали, поэтому парировать ораторам было некому. Однако активисты прочли материалы в местных СМИ и были шокированы происходящим. Экологи назвали заявления представителей «Терра-Н» «абсурдными, бестолковыми и даже преступными», а само мероприятие – «монологом вранья».
Краевед, член экологического совета Новороссийска Сергей Стряпухин разобрал «по косточкам» каждое громкое утверждение представителей «Терры-Н».
«Расширения полигона не будет»
Начальник отдела экологии администрации Новороссийска Ирина Панченко официально заявила: «Расширения полигона не будет! Будет его реконструкция с увеличением емкости». Заместитель директора ООО «Терра-Н» Станислав Петрухин объяснил, что сейчас полигон расположен на двух земельных участках. На одном из них планируется достройка двух новых карт на площади около двух гектаров. Но за границы имеющегося участка «Терра-Н» не выйдет.
- Слово «емкость» это объем мусорного полигона. Вверх полигон расти уже не может, потому как достиг предела высоты в 40 метров. Поэтому остается только один вариант увеличения ёмкости - это расширение площади полигона. Не увеличение земельного участка с кадастровым номером, который может быть в два раза больше самой свалки, а именно площади полигона. Считаю, что жителей интересует в первую очередь - увеличится ли сама свалка или нет. Ответ здесь однозначный – да увеличится, - объясняет эколог.
Сергей Стряпухин предоставил схему реконструкции полигона. На ней - два красных кружка - это две новые карты, новые площадки под мусор. Вот эти две новые карты и есть те самые два с небольшим гектара, на которые увеличится свалка, расширится в площади и объеме. Увеличится само тело полигона.
- Слово реконструкция - это только одна сторона медали, вторая же - это увеличение свалки, прирост её «тела» вширь, - подытожил Сергей Стряпухин.
«Фильтрат в реках - это легенда!»
Заместитель директора «Терра-Н» Станислав Петрухин рассказал журналистам, что новороссийский грунт не позволяет проникать жидкостям внутрь. И посоветовал обратить внимание на садово-огороднические товарищества в округе, которые разводят скот, у которых септики без канализации. А также на хозобъекты на русле реки Цемес. А историю о том, что в реки попадает фильтрат со свалки, назвал легендой.
- Кто хоть раз посещал полигон на горе Щелба, наверняка, видел бассейны с темно-коричневой жидкостью, а также неизолированные от грунта траншеи, заполненные той же самой субстанцией, - в обиходе это и есть фильтрат. В январе 2022 года Росприроднадзор привлек к ответственности «Терра-Н» за перетекание этого самого фильтрата - ливневого стока - с тела свалки вниз по склону и далее в ручей Безымянный, приток реки Озерейки, которая впадает в Черное море. В дополнение мы имеем загрязнение истока реки Цемес, как минимум с 2019 года, но уже не только в дождливое время, а на постоянной основе. Факт загрязнения родниковых вод установлен Министерством природных ресурсов Краснодарского края, вот только виновник не найден, даже МВД отказывается возбуждать уголовное дело и искать виновных, - возмущается Сергей Стряпухин.
Экологи просят установить локальные очистные сооружения в месте выхода фильтрата, чтобы не подвергать риску отравления новороссийцев и гостей города. Напомним, на территории Цемесской рощи есть водозабор пресной питьевой воды, которая развозится машинами по частному сектору.
- А еще Станислав Петрухин берет на себя смелость утверждать, что новороссийский грунт не позволяет проникать жидкостям внутрь. Если бы это так, то зачем бы вообще создавали пояса санитарной охраны подземных вод? Грунт-то держит! Большая просьба к гражданину Петрухину, прежде чем делать такие громкие и одновременно бестолковые заявления, прогуляться по берегу из Мысхако в Широкую балку. Возле первого мыса вы увидите родник, который бьет прямо из скалы. Более того, в дождливый день практически все скальные выступы дренируют воду, а грунт вовсе не задерживает жидкость, - негодует Сергей Стряпухин.
«За всю историю полигона было всего два пожара»
Замдиректор «Терра-Н» Станислав Петрухин рассказал журналистам, что за всю историю полигона здесь было всего два возгорания. Первый пожар – технический, который привел к совершенно незначительному задымлению Второй – произошел в результате поджога. Экологического ущерба зафиксировано не было.
Два пожара – с разницей примерно в неделю - на полигоне были только осенью 2022 года. Но это далеко не первые ЧС за 10-летнюю историю свалки. Так, в августе 2020 года было отмечено возгорание полигона, в результате которого должностные лица Терра-Н привлечены к административной ответственности. Это подтверждает письмо Росприроднадзора.
- По заявлениям местных жителей, свалка горит либо тлеет очень часто, но не всегда есть открытое пламя. Причина возгорания, как правило, - свалочный газ - метан, который вспыхивает довольно легко от любой искры, - пояснил Сергей Стряпухин.
«Общественники только усугубили ситуацию»
Представители «Терра-Н» считают, что общественники только усугубили ситуацию переносом даты публичных слушаний. Пока не будет получено разрешение на строительство, у компании связаны руки. «Терра-Н» не сможет ввести в эксплуатацию современные очистные сооружения с глубокой системой очистки.
Экологи были возмущены тем, что те, кто вносил предложения и говорил об ошибках проектирощиков, годами указывал на нарушения, по мнению Терра-Н, «только усугубляют ситуацию».
- Задуманную реконструкцию полигона необходимо было проводить 10 лет назад, с самого начала работы мусорного полигона. И не «усугублять ситуацию», и не заводить в тупик, в чем обвиняют теперь общественников. Сам выбор места полигона на горе-водоразделе, в бассейне двух крупнейших рек - Цемес и Озерейки - является ничем иным, как должностным преступлением, - подытожил член экологического совета Новороссийска Сергей Стряпухин.
Общественники предлагают устранить перелив фильтрата и попадание его в почву, гидроизолировать обводной канал, увеличить площадь «подложки», которая находится под существующием мусором, сделать боковую отсыпку тела полигона. Эти меры значительно уменьшат вредное влияние полигона на окружающую среду. Также активисты просят рассмотреть вариант альтернативной дороги на свалку – не через населенный пункт. И самое главное - в срок не более двух лет найти альтернативную площадку.