В музыкальной школе проходили митинги, а огромное здание ТЭЛа отапливалось одной печью: история архитектурных шедевров Новороссийска конца ХIХ века

2 октября во всем мире отмечают День архитектуры.

2 октября во всем мире отмечают День архитектуры.

В честь праздника НАША составила подборку архитектурных шедевров Новороссийска, построенных в конце ХIХ века. История старинных зданий.

Музыкальная школа

Здание на пересечении улиц Советов и Новороссийской республики, где сейчас расположена музыкальная школа, было построено в 90-х годах XIX века. Изначально строение принадлежало купцу второй гильдии Никулину и служило доходным домом. В разное время здесь располагались городская дума и управа, работал Совет рабочих депутатов, проходили собрания и митинги. С 20-х по 40-е годы 20 века дом стал жилым, в полуподвальном помещение работал кинопрокат. После освобождения Новороссийска в 1943 году в здании работали почта и телеграф. А с 1960 года здесь открыли музыкальную школу для детей. До наших дней на фасаде здания сохранилась чудная лепнина и интересные орнаменты.

Железнодорожный вокзал

Торжественное открытие здания новороссийского железнодорожного вокзала произошло летом 1888 года. Его спроектировал инженер-архитектор Виктор Пиотровский. В изысканный, уникальный внутренний дизайн входили паркетный пол и эксклюзивная дорогая мебель. Во время Великой Отечественной войны станция была развалена. Архитектор Данини восстановил не только первоначальный вид железнодорожного вокзала, но и вернул старые детали архитектуры. Позже к зданию было пристроено два двухэтажных крыла.

Здание ООО «Флот НМТП»

Здание ООО «Флот НМТП» или, как его называют в народе Портофлот, было построено в 1899 году. В советское время в довоенный период здание отдали под Дом Союзов. Во время Великой Отечественной войны оно сильно пострадало. Но именно это сооружение стало символом освобождения Новороссийска от фашистских захватчиков. Здесь 16 сентября 1943 года состоялся первый митинг в освобожденном городе. После войны здание было восстановлено и приобрело более пышную декорацию фасада. Долгое время тут находилось управление порта, а в настоящее время здесь управление флотом НМТП.

Элеватор

Новороссийский элеватор был введен в строй в 1894 году. Основные параметры сооружения: общая длина - более 160 метров, ширина – около 30 метров, высота силосных корпусов – 30 метров, высота центральной башни – 40 метров. Основание элеватора состояло из 364 силосов шестигранного сечения. Если их все поставить один на другой, то высота составит 8 километров. На рубеже ХIХ и ХХ веков через новороссийский элеватор проходило три четверти всего экспорта российского зерна. Но грянула Первая мировая война, а за ней – Гражданская, потом Великая Отечественная. Элеватор попросту начали грабить. К 1950-му году элеватор полностью функционировал и продолжал набирать объёмы. Монументальный элеватор сдался только времени и техническому прогрессу. Долгое время только ветер гулял в залах элеватора. Но недавно началась реставрация силами Новороссийского комбината хлебопродуктов.

Технико-экономический лицей

На рубеже ХIХ и ХХ веков, 1900 году в районе городского парка на улице Дмитриевской (сейчас Энгельса) построили здание мужской гимназии. Проект был создан немецким архитектором и утвержден самим императором Николаем II. В двухэтажном доме из красного кирпича сейчас располагается Технико-экономический лицей. Здание выполнено в классическом стиле, скульптура интерьера, мозаика, роспись потолка в актовом зале – все это уникально. Кстати, огромное здание отапливалось одной печью, которая была установлена в цокольном этаже. Во дворе был вырыт колодец, в самом здании устроена маленькая церковь, сразу же при строительстве заложен школьный сад. После революции здесь находилась единая трудовая школа, а во время войны с 1 по 8 сентября 1942 года - штаб Новороссийского оборонительного района под командованием С. Горшкова.