Психбольница и детский дом: памятник архитектуры в Новороссийске со столетней историей превращается в руины

Краеведы опасаются, что скоро город потеряет еще один объект культурного наследия.

Краеведы опасаются, что скоро город потеряет еще один объект культурного наследия.

Дача инженера Александра Николаевича Щенсновича расположена в Восточном районе Новороссийска на улице Красноцементной 15А. Она была построена на рубеже ХIХ-ХХ веков. До каменного замка на этом же месте находился деревянный дом, построенный в 1868 году. Дачей инженер пользовался до 1917 года, пока к власти не пришли большевики. Затем Щенснович с семьей уехал в Хабаровск. А его дом национализировали. В 1920 году в Новороссийске бушевали инфекции. В городе насчитывалось более 12 тысяч больных. Поэтому было решено все лазареты в центре отдать под «инфекционки». Тогда психиатрическое отделение городской больницы переехало на дачу Щенсновича. А в 1922 году дача стала детским домом № 6. В годы Великой Отечественной войны здание было повреждено, хотя в нем все еще жило несколько семей. В конце 1970-х начале 1980-х годов дом признали аварийным, жильцов расселили.

С тех пор никаких мероприятий по сохранению или реставрации дачи инженера Щенсновича принято не было. В 2012 году управление госохраны признало, что сооружение находится в руинированном состоянии. И даже был разработан проект сохранения дачи. Но дальше проекта дело не пошло. В 2018 году дачу передали в региональную собственность Краснодарского края. Здание вошло в перечень памятников истории и культуры регионального значения.

На сегодняшний день дача Щенсновича представляет собой развалины. Краеведы опасаются, что совсем скоро Новороссийск потеряет эту историческую достопримечательность. Тем более инциденты уже случаись.

- Дача в руинах давно. Хотя это официальный памятник. Краеведы долго просили взять под охрану дачу Медведева, но нам отказали. И в скором времени она сгорела. Не исключено, что дачу Щенсновича ждет аналогичная участь. В то что будет проведена реставрация, верится слабо, - прокомментировал краевед Сергей Стряпухин.