18 лет службы и 5 собак: кинолог из Новороссийска Наталья Береза рассказала о работе с четырехлапыми полицейскими

18 лет службы и 5 собак: кинолог из Новороссийска Наталья Береза рассказала о работе с четырехлапыми полицейскими

21 июня отмечается День кинологических подразделений МВД России. В преддверии праздника НАША решила провести интервью с кинологом из Новороссийска Натальей Березой, которая рассказала самые интересные моменты и факты о своей работе.


Кстати, в полиции Наталья Береза служит с 1 сентября 2000 года. За все время службы у кинолога было 5 служебных собак: Фреди, Юджи, Буран, Наргиз, Калина.

- Желание в милиции служить было с детства. Когда узнала, что требуются кинологи, недолго думая, решила попробовать. Через какое-то время приблудился ротвейлер, и сначала я хотела найти хозяев или пристроить в хорошие руки, но в скором времени поняла, что это моя собака. Он стал моим первым рабочим псом. В 2001 году мы с Фреди (кличка ротвейлера — прим. редакции) поехали на первую подготовку в Нижний Новгород. Поскольку у нас есть кинологи разных направлений, которые работают со следовыми собаками, с собаками по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов и есть собаки по поиску и обнаружению наркотических средств. Я присматривалась к кинологам, которые здесь работали, и поняла, что мое направление будет по взрывчатке.

Наталья Береза.

От отбора четвероногих новобранцев до «собачьей» пенсии

Служить в полиции могут не все щенки, во-первых, существуют специальные породы, а, во-вторых, перед приемом на службу проверяют здоровье и психическое состояние животного.

- На службу в полицию берут не только немецких овчарок, но и лабрадоров, спаниелей. В основном эти породы по обнаружению наркотиков. Последнее время пытаются брать малинуа, хотя я считаю, что эта порода собак для спецподразделений, например, для работы по освобождению заложников. Хотя, если специалист хороший, то он может хоть хомячка обучить. Мне вообще не проблема воспитать любую собаку. Я обучала и ротвейлера, и ризеншнауцера, и овчарок, все равно какая порода, главное — найти подход к собаке, заниматься с ней и внимание ей уделять.

Наталья Береза.

Щенки поступают на службу прямиком от заводчиков или с зонального центра, потом им проверяют здоровье. Есть даже специальные требования: собака не должна быть трусливой и не должна бояться громких шумов. После щенок проходит специальное тестирование, после чего определяют, подходит ли животное для службы.

Сначала нужно научить собаку на послушание, то есть стандартные команды: «сидеть», «лежать», «ко мне», «место». Если собака выполняет команду с первого раза, то она и слушаться будет с первого раза. Когда начинаешь заниматься с животным, видно, что у него даже взгляд более серьезный становится, а после спецкурса и складочки на лбу прорисовываться начинают. Собака становится серьезней, смотрит за кинологом и ждет команды. И чем она старше, тем хитрее, умнее и наглее.

Наталья Береза.

В возрасте 8 лет собаку списывают со службы и тогда ей либо ищут нового хозяина, либо кинолог забирает животное себе домой.

Фреди, первый служебный пес Натальи Березы, прослужил в полиции 6 лет.

- После списания Фреди остался в питомнике, у меня не было возможности забрать его домой. Потом он заболел и умер. Тяжело терять собаку. И не хотелось думать о том, что его не стало.

Наталья Береза.

Наргиз и Калина

Сейчас у новороссийского кинолога Натальи Береза сразу две служебные немецкие овчарки. Одна из них, Наргиз, скоро отправится на пенсию, кстати, Наталья заберет ее себе домой.

- Если честно, я со своими собаками командами не занимаемся. Я могу просто сказать «куда пошла?» или «иди сюда» и она все нормально понимает, даже порой лучше, чем команду. Могу жестом показать команду, причем нестандартным, например, пальцем указать на место, и она меня поймет. Тем более, когда собака постоянно со мной, она привыкает к незначительным жестам. Иногда даже взгляда хватает! Бывает, посмотришь на собаку — она сразу понимает, что нужно либо идти на место, либо, наоборот, ко мне подойти.

Я вижу настроение животного, сразу замечаю по внешнему виду. Может, немного вялая стала или меньше двигается. Иногда по взгляду понятно. А вот как она мое настроение чувствует — это другой вопрос. Малейший перепад настроения ощущает, например, кто-то позвонил, причем она даже разбирает, кто звонит: родные или с работы. Если звонят с работы, я еще даже не успеваю поднять трубку, а она уже готова на работу идти: побежала за поводком и ошейником. А если она поняла, что у меня плохое настроение, то сразу подходит, дает лапы по очереди, голову на ноги положит, в глаза смотрит преданно. Всячески пытается поднять настроение.

Наталья Береза.

Прыжок с парашютом в тандеме с овчаркой

На заключительном этапе «Десантного взвода 2018» старший лейтенант Наталья Береза совершила прыжок с парашютом в паре с собакой. Кинолог готовила овчарку Мишу за две недели и консультировалась с ветеринаром.

- Была поставлена задача провести десантирование кинолога с собакой. Раньше в ВДВ это никто не делал, да и в полиции тоже. Для собаки была сделана специальная переноска, которая крепилась ко мне на пояс. Мы прыгали с вертолета Ми-8 с высоты 3 тысячи метров. Когда выходишь с вертолета, парашют открывается не сразу, сначала идет свободное падение.

В течение 45-50 секунд мы просто летели вниз, а потом только на высоте около 2 тысяч метров открылся купол. Первая мысль была: «Как собака!?». Я, как кинолог, больше за животное волнуюсь, чем за себя! Перед прыжком ветеринар посоветовал успокаивающие таблетки. Хотя я потом посмотрела по собаке, там и без таблеток можно было обойтись. Собака уникальная! Что ни делалось, он воспринимал все как должное. Намордник надо — значит, надо намордник. Надо шапку на глаза и уши? Мы спокойно ее надели. Когда его на меня подвесили, он висит, даже никакой реакции! Нервная система у собаки получше моей, потому что я больше нервничала. Перед открытием парашюта с него слетела шапка, он даже не испугался. Собака не дергалась, то вниз посмотрит, то на меня. Даже руку облизывал. Пока мы летели, я держала Мишу мертвой хваткой, я понимала, что на переноске крепления хорошие, но для подстраховки я держала его до последнего. После приземления нас обступили люди, все Мишу загладили, подкармливать начали. После этого мы все его зовем Миша-парашютист.

Наталья Береза.

Яблоки как деликатес

По словам Натальи Березы, на всех служебных собак выделяют сухой корм, но бывает, что она угощает четырехлапых фруктами и овощами в качестве поощрения.

В принципе они едят все, дома я могу накормить Наргиз кашей, но со стола она никогда ничего не просит, потому что знает, что нельзя. В качестве лакомства я даю ей яблоки, огурцы и капусту, бывает, на рыночке продавцы, которые нас знают, угощают Наргиз яблоком или маленьким огурцом. Она ложится, кладет фрукт между лапами и смакует, откусывая по кусочку. Калина не так сильно любит яблоки — она начинает его катать и играться с ним, но когда видит, что Наргиз лакомится фруктом, тоже начинает его есть.

Наталья Береза.