Исторический Новороссийск: 100 лет назад посмотреть на гигант-элеватор выстраивались очереди

На неделе в городе-герое ввели в строй мощнейший зерновой терминал. Он стал самым большим хранилищем в России. Но огромными мощностями Новороссийск поражал и 100 лет назад. Сегодня расскажем о старом элеваторе.

В начале 20 века в Новороссийске построили гордость Российской Империи – Новороссийский силосный амбар-элеватор.

Почему именно Новороссийск? За 10 лет до этого было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом. Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока. Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор. Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована. Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы.

Стройка продолжается три года. Девятиэтажное здание было выстроено из камня и красного кирпича и являлось самым высоким строением Новороссийска.

Параметры сооружения поражают до сих пор: общая длина - более 160 м; ширина – около 30 м; высота силосных корпусов – 30 м; высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составит 8 километров. Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента – 6 тыс. тонн.

Руководил строительным процессом по архитектурной части – инженер Станислава Карбедза. За механическую часть отвечал инженер Александр Шенснович. Благодаря ему элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом.

Шенснович использовал для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, изобретение И.О.Доливо-Добровольского трехфазный генератор переменного тока. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете.

На иностранные пароходы зерно грузилось с эстакады, по которой вагонетки с зерном подавались на эстакадную двухэтажную пристань, отсюда посредством труб зерно ссыпалось в трюмы кораблей. Осуществлялась погрузка и лентами, которые шли в специальных галереях от элеватора до элеваторной пристани в порту. Внутри галерей работали транспортерные ленты, и зерно текло прямо из амбаров на пароходы. Таким способом грузили большинство пароходов прибывших за хлебом. Коллектив первых рабочих насчитывал 60 человек.

Уникальный элеватор поражал современников! Руководство предприятия было вынуждено открыть двери перед всеми желающими осмотреть сооружение.

Тем более, что во всём Старом Свете Новороссийский элеватор был самым крупным, а в Новом его превосходил только Чикагский собрат.

В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.

Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы. Им настолько понравилось здание, что они сделали фашистский форт. Держался он около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.

Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от нацистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.

После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строится дополнительные корпуса и служебные помещения.

В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению. Сохранилось также и здание электростанции, лишившись, правда, своей 70-метровой дымовой трубы.

  • Читайте еще: Запоздавшая весть о свержении Царя, «Рубинки» вместо денег и эмиграция Матильды Кшесинской: революция в Новороссийске.