Исторический Новороссийск: после театральных выступлений жители города распевали арии на улице Советов

Исторический Новороссийск: после театральных выступлений жители города распевали арии на улице Советов

НАША продолжает рубрику «Исторический Новороссийск». Редактор сайта ngnovoros.ru Галина Тетерина расскажет о необычных фактах города, интересных местах. Главная изюминка проекта - это личный взгляд на город-герой, его жителей, события и места. Сегодня рассказ о деревянном театре, который существовал 100 лет назад.

Действовали три клуба: 1-е Общественное собрание (в Старом городе на улице Серебряковской), 2-е Общественное собрание — в саду «Стандарт» и женский клуб по Вельяминовской улице (и тогда нужно было обсудить мужей и женские покупки). Читали много. Библиотека Баллиона предлагала новороссийцам свыше 10 тысяч томов. Действовала бесплатная читальня. Можно было взять книгу и на дом — это стоило 50 копеек в месяц за том при залоге в полтора рубля. 

Городской театр: билет за 4 рубля 40 копеек

Кроме этого, к услугам публики был Городской летний театр, где в сезон играли драматическая либо опереточная труппа. Билет в ложу стоил от 4 рублей 40 копеек до 5 рублей 40 копеек, за место в партере нужно было заплатить от 65 копеек до 2 рублей 10 копеек. Были и дешевые — от 30 копеек — билеты на балконе. 

Расскажу подробнее про театр. Он был умопомрачителен. Располагалось здание в нынешнем парке имени Ленина и стоял на том месте, где сейчас находится Гортеатр. Да-да, именно там. 

В начале прошлого века, вместе с бурным ростом промышленности Новороссийска и увеличением населения, заметно возросла потребность в культурно-зрелищных объектах, местах массового отдыха. Было решено построить летний театр. Утвердили макет здания в 1909 году. 

Ресторан и фонтаны

Было принято решение строить театр в верхней части городского сада, где еще раньше, в 1908 г., был построен театральный буфет. На втором этаже этого буфета под открытым небом располагался бар-ресторан. Автор проекта Калистратов увязал здания театра, буфета, а также театральную площадь с фонтаном в единый архитектурный комплекс. Театральную площадь отгородили от основной части парка и Соборной площади аркой псевдоготического стиля, с опорами в виде башен, внутри которых располагались театральные кассы. 

В апреле 1912 г. строительство театра было закончено. Вы только представьте! Сценическая часть театра была выполнена из керченского ракушечника со шпилями-башенками по углам, к которым примыкала театральная часть в деревянном исполнении, возведенная на высоком каменном цоколе, с залом на 1000 мест. 
Театр 6ыл трехъярусный, единственный в стране с подобными архитектурой смешанных стилей и конструкцией. Для его строительства деревянные детали завозились из Астрахани, а металлические – из Варшавы. 

Королевский размах

Театр имел хорошую акустику и удобную планировку, современное по тому времени инженерное обеспечение: автономное электроснабжение, вентиляцию, водопровод, канализацию и был удачно привязан к ландшафту городского сада. 
С фасадной стороны театр начинался широкой парадной лестницей с перилами, на которых были установлены столбы с фонарями. Кроме того, фасад театра украшал большой овальной формы витраж из желтого стекла. 
На крыше театра имелась надстройка, в которой находились вентиляционные и калориферные установки для обогрева и просушки внутренней части театра в зимнее время, с целью предохранения помещений от сырости. 
Театр также привлекал внимание публики своим вестибюлем, в который вели две широкие парадные двери. 

При входе в фойе, на противоположной стене, между дверными входами в зрительный зал, красовалось большое зеркальное панно с резным оформлением. 
Пол фойе, по всему периметру, включая и прилегающие коридоры, был паркетным и покрыт ковровыми дорожками бордового цвета. В правой стороне фойе имелся небольшой гардероб. Здесь за дополнительную плату можно было получить театральный бинокль на время спектакля или концерта. 

В театр ходили семьями

Вдоль стен фойе, которые были окрашены в приятный кремовый цвет, стояли мягкие скамьи-пуфы, покрытые красным сукном. На них располагалась часть публики в ожидании представления, а другая часть, по сложившейся традиции, почти ритуалу, выстраивалась в круг и, взяв друг друга под руки или идя рядом, фланировала по кругу, ведя неторопливые разговоры. Кто-то рассматривал фотопортреты известных артистов, сцены из спектаклей, вывешенных в фойе. При этом неизменно фиксировалось и комментировалось появление в фойе известных лиц и знакомых: в театр часто приходили семьями. 

Все дверные проемы входов в зал были задрапированы с внутренней стороны портьерами из бордового бархата. Верхняя портьера была отделана бахромой желтого цвета, под позолоту. Стулья-кресла в зале и ложах были мягкими, отделаны бордовым бархатом, с полированным верхом спинок. В ложах они стояли в три ряда, по три в ряду и не крепились к полу, чтобы их можно было переставлять по своему усмотрению. 
Освещался зал двумя красивыми люстрами. Штоки и кронштейны плафонов были под позолоту, а граненые плафоны ламп и стеклянные подвески имитированы под хрусталь. Фойе и коридоры всех ярусов освещались люстрами меньшего размера и более скромного оформления. Ложи имели автономное освещение, которое можно было отключать по желанию. 

Ложи были окрашены в светло-бордовый цвет. По нижней части шел выступающий барельеф в виде гирлянды, окрашенной в цвет потускневшей позолоты. Верх бордюра лож был мягким, покрыт бархатом бордового цвета. 
Над ложами, начиная от боковых входов в зал, по всему верхнему периметру зала располагалась галерея (галерка), имевшая более темный цветовой фон по сравнению с ложами. Стулья здесь были расставлены в три ряда на разных уровнях. С последних рядов плохо просматривалась сцена, особенно с боковых мест. Зрители этих рядов очень часто толпились в проходе. Несмотря на общую хорошую вентиляцию на галерке обычно было душно. 

Зрители распевали арии на улице Советов

Сцена, совместно с авансценой площадью 150 квадратных метров с убирающейся будкой суфлера, являлась как бы продолжением зрительного зала. Освещалась сцена, помимо софитов, рампой в верхней части и нижней подсветкой. Занавес (драпри) был бордового цвета из плотного тяжелого материала, похожего на бархат. Верхняя портьера занавеса (ламбрекен), прикрывающая верх сцены, имела отделку крупной бахромой желтого цвета, под позолоту. Задник сцены был зеленого цвета, но часто менялся на другую расцветку, в зависимости от декорации. 

Оркестровая яма была рассчитана на 50 музыкантов и отгораживалась от зрительного зала барьером, верх которого был покрыт бархатом бордового цвета. 

От спектаклей зрители получали огромное удовольствие, и после окончания представления долго аплодировали стоя, ожидая выхода артистов на поклон, и медленно, с неохотой покидали зал. 
Выйдя из театра в парк и находясь под впечатлением от спектакля, подолгу стояли целыми компаниями и обменивались впечатлениями. А некоторые, даже идя по улице, в том числе и по главной – улице Советов, распевали во весь голос фрагменты из понравившихся арий. 

Увы, старый городской театр, будучи деревянным, сгорел от попадания зажигательных бомб во время немецкой бомбардировки города 21 апреля 1942 года. 

  • Читайте также: продажа века - паром Sevastopol за 278 миллионов рублей.