История 5 заводов Новороссийска, не переживших развал Союза

<p>А вы знали, что в нашем городе производили секретную радиоаппаратуру для военных? Что в советское время в Новороссийск приезжали не только на море, но и попробовать «пепси»? Что на местном заводе сначала производили нефтяные двигатели, а потом – детали

Новороссийск славит как крупный южный промышленный город. Однако сейчас крупных производственных предприятий стало меньше, чем в СССР. Многие из них не смогли пережить перестройку. Сегодня НАША рассказывает историю пяти уже закрытых местных заводов, слава о которых разошлась не только среди жителей СССР, но и за рубежом.

«Молот»

Машиностроительный завод «Молот» появился в Новороссийске почти сто лет назад – в 1927 году. Здесь производили запасные части и оборудование для цементной промышленности.

В военные годы завод эвакуировали из Новороссийска, где велись ожесточенные бои с фашистсткими захватчиками, в город Искитим в Новосибирскую область. После освобождения города началось восстановление «Молота».

Повторно производство запустили лишь в 1946 году. Именно послевоенное время стало для завода золотым. На «Молоте» прошло три стадии реконструкции, с каждым годом развивалось производство и совершенствовались технологии. Здесь выпускали ножовочные станки, цепные конвейеры, пресс-формы, электрофильтры. Продукция «Молота» продавалась не только на территории всего Союза, но и на Ближнем Востоке и в Африке.

После перестройки производство постепенно сошло на нет. И в 2012 году машиностроительный завод «Молот» объявил себя банкротом для последующей ликвидации предприятия.

Завод «Пепси»

Конечно, называть производство «Пепси-колы» заводом нельзя. Это был отдельный цех городского пивзавода. Именно в Новороссийске была выпущена первая в СССР бутылка западного напитка.

Решающий разговор о постройке в СССР завода по производству «Пепси» состоялся на приеме в Кремле в начале 1970-х. Тогда глава правительства Алексей Косыгин предложил главе компании «ПепсиКо» Дональду Кенделлу менять литр газировки на литр водки. Позже детали сделки обсуждались еще несколько раз. Окончательное решение американцы приняли в 1972 году – публично объявив о намерении открыть в СССР свой завод.

Цех «Пепси» был открыт в 1974 году, и на протяжении двадцати четырех лет он оставался единственным в стране. Производство работало 6 дней в неделю по 2 смены, в каждую смену выпускалось 160 тысяч бутылок напитка.

Многие жители СССР приезжали в Новороссийск, чтобы без очередей купить бутылочку газировки. Кстати, стоила тогда «пепси» достаточно дорого – за 0,33 газировки брали 45 копеек. Для сравнения – советские напитки стоили в два раза дешевле.

После перестройки, в 1997 году, из-за изменений политики компании «Пепси» контракт с Новороссийском был расторгнут. Последняя партия западной газировки была выпущена на заводе в декабре 1997 года.

Рыбзавод

Новороссийский рыбзавод был создан на основе рыбного колхоза «Черноморец», основанного в 1925 году. Во время войны в этом месте шли ожесточенные бои, поэтому многие постройки оказались разрушенными. В этом месте высаживались десантники, которые в последствии участвовали в освобождении города-героя.

В 1949 году был создан черноморский рыбопромышленный трест. К 80-м годам ежегодный вылов составлял 140 тысяч тонн!

Однако, как и многие крупные предприятия Новороссийска, эпоху приватизации трест не пережил. В 2011 году предприятие перепрофилировали под стоянку морского транспорта. После строительства четвертой очереди набережной от некогда крупного производства не осталось практически ничего – сейчас сносят последние сохранившиеся до наших дней цеха.

«Красный двигатель»

История завода «Красный двигатель» началась в конце 19 века. В 1899 году открылось небольшое предприятие «Меллер и Лямпе». Позже, в 1917 году из Ревеля в Новороссийск эвакуировали судостроительный завод «Бенкер и К», его разместили как раз в двух корпусах «Меллер и Лямпе». Этот завод изначально предназначался для усиления ремонтных мощностей флота. В 1918 году он получил название «Судосталь».

Свое современное название предприятие почти сто лет назад – в 1927 году после освоения производства двухтактных нефтяных двигателей. Двумя годами позже началась реконструкция завода. До войны «Красный двигатель» выпускал запасные части для тракторов. Когда началась война, производство перепрофилировали под вооружение.

В послевоенные год на этом заводе изготавливали сковородки, кофеварки, блинницы, запчасти для сельхозтехники, алюминиевую посуду, поршни, гильзы, поршневые пальцы, садово-художественное литье и даже запчасти для «Жугилей». Но в сентябре 2004 года производство остановилось, а позже завод объявил себя банкротом.

Сейчас от предприятия остались здание заводоуправления, складские помещения, огороженная забором территория, проходные. После закрытия завода и разрушения старых цехов на территории какое-то время находились склады. В этом году стала известна судьба «Красного двигателя» - здесь планируют открыть контейнерный терминал.

«Прибой»

Радиозавод «Прибой» основали в 1979 году как предприятие военно-промышленного комплекса. И, кстати, он работает до сих пор, но от производства радиоизмерительной аппаратуры перешли к изготовлению бытовых вещей: мебели, теплиц и новогодних елок. Основную прибыль завод получает от сдачи в аренду помещений.

До перестройки «Прибой» процветал, а вместе с ним и город. Завод построил жилье, детские сады и подстанцию, которая питает несколько микрорайонов. После развала СССР начались перебои с военными заказами – на тот момент основной источник прибыли завода. И уже в 90-е «Прибой» пытался выжить, изготавливая паяльники и канцелярию, но прибыли это особо не приносило. В нулевые помещения завода стали активно сдавать в аренду.