Корабль-легенда: фоторепортаж НАШЕЙ с борта крейсера «Михаил Кутузов»

Корабль-легенда: фоторепортаж НАШЕЙ с борта крейсера «Михаил Кутузов»

Крейсер «Михаил Кутузов» вот уже 15 лет украшает Новороссийск. За это время он, несомненно, стал самым ярким символом города. Капитан 2 ранга запаса и по совместительству заведующий филиалом Центрального Военно-морского музея на крейсере «Михаил Кутузов» Сергей Алексеевич Назаров рассказал, почему каждый житель нашего города и страны в целом должен гордиться этим крейсером.

«Последний герой»

 - Всего легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис было построено четырнадцать. Их выпускали в послевоенное время — с 1949 по 1955 годы. Жителям и гостям Новороссийска очень повезло, что они могут прикоснуться к легенде, ведь «Михаил Кутузов» - единственный сохранившийся из тех четырнадцати военных кораблей. Остальные были либо проданы в другие страны (в Индию продали 8 крейсеров этого проекта, один корабль передали в Индонезию, где он вошел в состав военно-морских сил под названием «ИРИАН»), либо разобраны на металл, - рассказывает капитан судна Сергей Алексеевич Назаров.

Послевоенная программа строительства ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 единиц крейсеров этого проекта. К концу 1954 года были окончательно построены 14 крейсеров, еще шесть корпусов были заложены. Но после смерти Сталина программа строительства крейсеров такого типа была свернута.

Боевая слава «Кутузова»

С 1961 по 1969 годы крейсер «Михаил Кутузов» входил в состав 150-й бригады ракетных кораблей Черноморского флота. Официально корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе Арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Оба раза крейсер находился в порту Александрия, сам он в боях не участвовал, но его нахождение в порту Александрия было гарантом мира.

В начале 90-х годов крейсер «Михаил Кутузов» законсервировали

В период неурядиц в стране в начале 90-х нашлись неравнодушные люди, которые добились того, чтобы корабль не утилизировали, а сохранили.

 - С 1988 по 1990 годы шел процесс консервации корабля: заваривались все двери, иллюминаторы, проходила просушка помещений судна. Это делалось для того, чтобы можно было сохранить крейсер в наилучшем виде. После этого корабль находился в бухте Троицкой в Севастополе и 25 августа 2001 года он прибыл в город-герой Новороссийск. С тех пор он стал визитной карточкой нашего города, - продолжает рассказ капитан.

«Юридически «Кутузов» - здание»

1 октября 2012 года крейсер передали в состав Центрального военно-морского музея и теперь по документам «Кутузов» - это здание!

 - Юридически — мы не корабль. Из-за этого возникает много вопросов. Например, чтобы покрасить крейсер, я должен в запросе в федеральное казначейство написать статью расходов «покраска фасада музея, ограждения, крыши» и только тогда мой запрос примут и обработают. Вот такой парадокс! - делится заведующий музеем Сергей Назаров.

Характеристики крейсера «Михаил Кутузов»: длина корабля — 210 метров, ширина — 23 метра, высота — 59,5 метров.  Водоизмещение — 18 640 тонн (для сравнения, у крейсера «Аврора» водоизмещение — 6000 тонн). Экипаж — 1130 человек: 70 офицеров, 90 мичманов, 970 матросов срочной службы.

В кабинете капитана корабля замечаю необычные часы, грамоты и благодарственные письма, портреты его предшественников — командиров «Кутузова» и портрет верховного главнокомандующего РФ.

В коридорах крейсера не очень высокие потолки, сразу представляешь, как неудобно было бы нести службу здесь человеку с ростом выше среднего.

 - На мой взгляд, идеальный рост для моряка — 170 сантиметров плюс атлетическое телосложение. Высоким тяжелее, так как при несении службы на корабле приходится много стоять и длительное время выполнять два-три монотонных движения, - рассказывает мой собеседник.

Идем дальше. Заходим в просторный зал — это кают-компания для офицеров. Здесь члены личного состава проводили собрания, кушали, отдыхали. В помещении стоит шахматный стол, фортепиано, кожаные диваны, большие столы, книги.

В кают-компании действовали свои неписанные правила. Например, все здесь обращались друг к другу без воинских званий, по имени отчеству. Здесь можно было курить без разрешения командира корабля и запрещалось обсуждать политические проблемы, касаться вопросов религии и личных отношений.

В соседней комнате — экскурсия. Тех, кто ранее никогда не бывал на кораблях, удивляет, что вся мебель прикручена к полу, кресла в салоне только лишь поворачиваются, сдвинуть с места их нельзя.

В этом же помещении — окно выдачи еды, под рукой — шкафчики для посуды. В буфете (именно оттуда выдавали еду) довольно тесно: здесь расположены три мойки, несколько шкафов для посуды. Еду готовили в камбузе и приносили сюда уже готовые блюда.

А еду готовили в камбузе: 

В кают-компании стоит внушительных размеров пепельница. Когда корабль выходит с завода, рабочие ему дарят пепельницу. Она считается символом и оберегом корабля. Если кто-то похищает этот предмет с судна или его кому-то передают, это считается очень плохим знаком.

Вообще крейсер — абсолютно самостоятельный автономный организм. Здесь есть слесарная мастерская, кухня, даже была своя типография! На корабле выходила газета, чтобы офицеры и матросы знали, что происходит в стране и мире. Отдельную часть корабля занимает медицинский блок. Он состоит из операционной, пост-операционной, лазарета на 24 человека, изолятора на 6 человек, рентген-кабинета, аптеки, кабинетов врачей.

На крейсере размещено 38 кубриков — это комнаты для совместного проживания личного состава. Кубрики были разных размеров и вмещали от 20 до 80 человек. Примечательно, что всего 9 кубриков на корабле — с иллюминаторами, остальные располагаются палубой ниже и не имеют иллюминаторов. Матросы распределялись по кубрикам исходя из своего функционала: матрос должен был максимально быстро попасть на место несения службы. На стенах кубриков — мотивирующие плакаты для военнослужащих.

А вот это - шикарная девятиметровая каюта офицеров:

Кстати, крейсер «Михаил Кутузов» не раз становился действующим героем в советских фильмах. На нем снимали киноленты «Командир корабля», «Верди», «Морские дьяволы». В фильме «Увольнительная на берег» снимался тогда еще начинающий актер Владимир Высоцкий. Чтобы лучше вжиться в образ, он на несколько дней стал настоящим матросом и жил в общем кубрике. Артист подчинялся распорядку дня матросов, а в перерывах между съемками пел матросам песни.

Чтобы донести современному поколению идею о мощи и славе военно-морского флота нашей страны, создатели компьютерной игры World of Warship разработали новый тип надводного корабля проекта 68-бис «Михаил Кутузов»  в виртуальной реальности. Теперь пользователи этой игры могут ощутить силу и мощь артиллерийского вооружения, боевые возможности крейсера в морских сражениях. 

А боевые возможности этого корабля поражали воображение: ударной силой крейсера были четыре трехствольные башни главного калибра МК-5бис. Также на крейсере установлено шесть башен универсального калибра, различные виды артиллерийских установок и мины.

Фото: Юлия Каминская

  • Ранее НАША писала о том, что 31 июля 2016 года на крейсере будет день открытых дверей. С 10 до 15 часов на корабле будут проводить бесплатные экскурсии, будут работать 10 экскурсоводов. Сотрудники музея просят посетителей приходить на корабль в спортивной обуви и с головным убором. 
Помещение буфета на крейсере "Михаил Кутузов", г. Новороссийск

Фотоальбом: