Крупнейшему порту страны – 175 лет!

6
1756

Градообразующее предприятие Новороссийска празднует юбилей.

В этом году Новороссийский морской торговый порт празднует 175-летие со дня основания. История этого предприятия тесно переплетается с историей города-героя. В свое время именно благодаря порту в Новороссийске появилась железная дорога и знаменитый элеватор, равных которому не было в Европе.


Сейчас через порт Новороссийска проходит 142 миллиона тонн грузов в год. В их числе нефтепродукты, зерно, сахар, химические грузы, уголь, руда, черные и цветные металлы, лес. В юбилейный год НАША решила вспомнить историю становления крупнейшего порта нашей страны.

Основание

Почти два столетия назад территория нынешнего Новороссийска отошла к России. Ранее ее занимали турки, а до них генуэзцы и греки. Однако идея открыть порт на берегу тогда еще Суджукской бухты принадлежит именно Российской империи.


Изначально Николай I приказал разработать проект порта или пристани для Черноморской эскадры в Геленджике. Но прибывший сюда в 1837 году временно командующий Кавказской армией Николай Раевский понял, что место не подходит для подобных сооружений. И обратил внимание на Цемесскую бухту.


12 сентября 1838 года в Новороссийск зайдут первые корабли основателей нашего города. И хотя приказа о строительстве порта не было, адмирал Лазарь Серебряков взялся за сооружение порта. Официальной датой открытия Новороссийского порта считается 26 октября 1845 года.

Свод Законов Российской империи от 30 июля 1845 года

«По представлению его, министра Финансов, в Кавказский Комитет по положению сего Комитета, состоявшемуся 22 минувшего июня, Государь Император в 30 день того июня, высочайше повелеть соизволил: до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на восточном берегу Черного моря сделать, в виде временной меры, следующие распоряжения: 1. Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных на том же основании, как оные допускаются в Сухум-Кальский порт, учредив в Новороссийске таможенную заставу… 2. Дозволить перевозить в Новороссийский порт те же самые товары, кои дозволены провозу в Сухум-Кале».

Новороссийск упразднили

К 1850 году построили небольшое здание адмиралтейства и несколько магазинов на Торговой площади. Причалов в то время еще не было, так что торговые суда грузили и разгружали на небольшой пристани. Остальные суда, в том числе пассажирские, обрабатывали на рейде. Людей и груз забирали на берег на небольших парусных судах — фелюгах.


В годы Крымской войны Новороссийск подвергся бомбардировке англо-французской эскадры. И без того малочисленные портовые сооружения были разрушены. И Новороссийск упразднили.


Только в 1870-х годах с развитием внешней торговли и железнодорожного транспорта возникла необходимость в создании порта на юге.

Причалы и элеватор

С конца 80-х годов в Новороссийске один за другим строят причалы, молы, каменные амбары для зерна, а после и элеватор на 3 миллиона пудов зерна. Процесс очистки зерна и погрузочно-разгрузочные работы были полностью механизированы.


В конце позапрошлого столетия в порту действовали уже 33 причала, но основные работы велись на центральных пяти, где могли одновременно загружаться по 4 парохода. На каждой пристани были рельсы — так доставлять груз было в разы быстрее и удобнее. Кстати, в то время действовала и двухэтажная эстакадная пристань. На нижнем ярусе подавали вагоны, которые разгружали вручную, а на верхней — вагонетки в виде воронок, откуда зерно под тяжестью собственного веса поступало в трюмы.

ЭКСПОРТ

В середине XIX века через Новороссийск экспортировали воск, мед, воловьи и лисьи кожи, сливочное масло, сало, пиявки, соленую рыбу. Спустя полвека главными экспортными товарами стали зерно, нефть, цемент и уголь.

Войны и разрушения

1914. К началу Первой мировой войны Новороссийск с грузооборотом 1,5 миллиона тонн был одним из крупнейших российских портов. Здесь действовали уже 38 причалов протяженностью 5,7 километра. Но с войной пришли не только экономические удары, но и разрушения. 16 октября 1914 года два германо-турецких крейсера открыли огонь по сооружениям порта, железной дороге и судам, которые стояли у пристаней. Работать дальше Новороссийский порт не мог.


1920. Спустя четыре года пришла Гражданская война, после которой порт национализировали. В 1920 году через Новороссийск прошло 986 тысяч тонн каботажного груза — для нужд Красной армии. А уже годом позже портовики без остановок разгружали импортное зерно: 1921 год из-за засухи выдался неурожайным, из-за чего в стране царил страшный голод. Поэтому власти закупали хлеб из-за границы. Кстати, работу портовиков высоко оценили в ЦИКе — грузчиков наградили орденом Трудового Красного Знамени.


1940. К своему 95-летию порт обзавелся 41 причалом длиной 4686 погонных метров, 39 механизмами, 18 автомашинами, 49 вагонами и 24 судами. Кроме того, порт принимал активное участие в жизни Новороссийска — построил две поликлиники, клуб, баню, душевые и библиотеку.


1941‑1943. До оккупации города порт загружал цемент для строительства укреплений на западных границах. Несмотря на налеты вражеской авиации, портовики отправляли на фронт боеприпасы и продовольствие и помогали в эвакуации людей. Работа велась круглосуточно, так что грузчиков и оперативных рабочих перевели на казарменное положение. После захвата Новороссийска портовики уехали в Геленджик, откуда продолжили поставлять на фронт вооружение и припасы. Когда город освободили, порт был полностью разрушен, а бухта — заминирована. Как позже посчитали власти, урон оценивался в 120 миллионов рублей — это больше 70 процентов стоимости порта.

Восставший из пепла

За восстановление Новороссийского порта взялись практически сразу после освобождения города. Почти половина рабочих, которые ремонтировали пристани, набережные и железнодорожные пути, — женщины. Уже в октябре 1944 года порт принял первое судно. А уже спустя 10 лет грузооборот в два раза превысил довоенный уровень. С тех пор порт ежегодно наращивает свою мощность.

Нефтеперевалка

Отдельная страница в истории Новороссийского порта — перевалка нефтепродуктов. Впервые нефть на Кубани нашли еще до основания Новороссийска — в 1792 году. Первый нефтеперегонный завод, нефтяные склады и нефтеналивные причалы появились в порту спустя почти сто лет, в 1880 году. Наш город стал важным перегонным пунктом в экспорте кубанской и кавказской нефти.


Развитие этой отрасли привело к образованию первой нефтебазы в Новороссийске в 1918 году. Она объединила в себе нефтесклады братьев Нобель и нефтеперегонный завод «Русский Грозненский Стандарт». К середине столетия завершилось строительство нескольких нефтепроводов, так что порту понадобились новые резервуары для хранения топлива. С разницей в несколько лет построили нефтебазу в Кирилловке и нефтеперевалочный комплекс на Шесхарисе. Уже 19 октября 1964 года на Шесхарисе впервые погрузили нефть на танкер «Лихославль».

НМТП сегодня

В 2006 году был создан единственный в стране стивидорный портовый холдинг. В него вошли практически все предприятия Новороссийска, которые занимаются погрузо-разгрузочными работами и обеспечивают сервисные услуги для грузо- и судовладельцев. А именно: ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ООО «НМТ».


В состав Группы НМТП входят два крупнейших по грузообороту порта России — Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море.


Группа НМТП является ведущим стивидорным оператором в России и занимает третье место среди европейских портов по объему грузооборота.


Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.

Скопироватьhttps://ngnovoros.ru/p/24727

Загрузка комментариев


undefined