Крупнейшему порту страны – 175 лет!

Крупнейшему порту страны – 175 лет!

В этом году Новороссийский морской торговый порт празднует 175-летие со дня основания. История этого предприятия тесно переплетается с историей города-героя. В свое время именно благодаря порту в Новороссийске появилась железная дорога и знаменитый элеватор, равных которому не было в Европе.

Сейчас через порт Новороссийска проходит 142 миллиона тонн грузов в год. В их числе нефтепродукты, зерно, сахар, химические грузы, уголь, руда, черные и цветные металлы, лес. В юбилейный год НАША решила вспомнить историю становления крупнейшего порта нашей страны.

Основание

Почти два столетия назад территория нынешнего Новороссийска отошла к России. Ранее ее занимали турки, а до них генуэзцы и греки. Однако идея открыть порт на берегу тогда еще Суджукской бухты принадлежит именно Российской империи.

Изначально Николай I приказал разработать проект порта или пристани для Черноморской эскадры в Геленджике. Но прибывший сюда в 1837 году временно командующий Кавказской армией Николай Раевский понял, что место не подходит для подобных сооружений. И обратил внимание на Цемесскую бухту.

12 сентября 1838 года в Новороссийск зайдут первые корабли основателей нашего города. И хотя приказа о строительстве порта не было, адмирал Лазарь Серебряков взялся за сооружение порта. Официальной датой открытия Новороссийского порта считается 26 октября 1845 года.

Новороссийск упразднили

К 1850 году построили небольшое здание адмиралтейства и несколько магазинов на Торговой площади. Причалов в то время еще не было, так что торговые суда грузили и разгружали на небольшой пристани. Остальные суда, в том числе пассажирские, обрабатывали на рейде. Людей и груз забирали на берег на небольших парусных судах — фелюгах.

В годы Крымской войны Новороссийск подвергся бомбардировке англо-французской эскадры. И без того малочисленные портовые сооружения были разрушены. И Новороссийск упразднили.

Только в 1870-х годах с развитием внешней торговли и железнодорожного транспорта возникла необходимость в создании порта на юге.

Причалы и элеватор

С конца 80-х годов в Новороссийске один за другим строят причалы, молы, каменные амбары для зерна, а после и элеватор на 3 миллиона пудов зерна. Процесс очистки зерна и погрузочно-разгрузочные работы были полностью механизированы.

В конце позапрошлого столетия в порту действовали уже 33 причала, но основные работы велись на центральных пяти, где могли одновременно загружаться по 4 парохода. На каждой пристани были рельсы — так доставлять груз было в разы быстрее и удобнее. Кстати, в то время действовала и двухэтажная эстакадная пристань. На нижнем ярусе подавали вагоны, которые разгружали вручную, а на верхней — вагонетки в виде воронок, откуда зерно под тяжестью собственного веса поступало в трюмы.

Войны и разрушения

1914. К началу Первой мировой войны Новороссийск с грузооборотом 1,5 миллиона тонн был одним из крупнейших российских портов. Здесь действовали уже 38 причалов протяженностью 5,7 километра. Но с войной пришли не только экономические удары, но и разрушения. 16 октября 1914 года два германо-турецких крейсера открыли огонь по сооружениям порта, железной дороге и судам, которые стояли у пристаней. Работать дальше Новороссийский порт не мог.

1920. Спустя четыре года пришла Гражданская война, после которой порт национализировали. В 1920 году через Новороссийск прошло 986 тысяч тонн каботажного груза — для нужд Красной армии. А уже годом позже портовики без остановок разгружали импортное зерно: 1921 год из-за засухи выдался неурожайным, из-за чего в стране царил страшный голод. Поэтому власти закупали хлеб из-за границы. Кстати, работу портовиков высоко оценили в ЦИКе — грузчиков наградили орденом Трудового Красного Знамени.

1940. К своему 95-летию порт обзавелся 41 причалом длиной 4686 погонных метров, 39 механизмами, 18 автомашинами, 49 вагонами и 24 судами. Кроме того, порт принимал активное участие в жизни Новороссийска — построил две поликлиники, клуб, баню, душевые и библиотеку.

1941‑1943. До оккупации города порт загружал цемент для строительства укреплений на западных границах. Несмотря на налеты вражеской авиации, портовики отправляли на фронт боеприпасы и продовольствие и помогали в эвакуации людей. Работа велась круглосуточно, так что грузчиков и оперативных рабочих перевели на казарменное положение. После захвата Новороссийска портовики уехали в Геленджик, откуда продолжили поставлять на фронт вооружение и припасы. Когда город освободили, порт был полностью разрушен, а бухта — заминирована. Как позже посчитали власти, урон оценивался в 120 миллионов рублей — это больше 70 процентов стоимости порта.

Восставший из пепла

За восстановление Новороссийского порта взялись практически сразу после освобождения города. Почти половина рабочих, которые ремонтировали пристани, набережные и железнодорожные пути, — женщины. Уже в октябре 1944 года порт принял первое судно. А уже спустя 10 лет грузооборот в два раза превысил довоенный уровень. С тех пор порт ежегодно наращивает свою мощность.

Нефтеперевалка

Отдельная страница в истории Новороссийского порта — перевалка нефтепродуктов. Впервые нефть на Кубани нашли еще до основания Новороссийска — в 1792 году. Первый нефтеперегонный завод, нефтяные склады и нефтеналивные причалы появились в порту спустя почти сто лет, в 1880 году. Наш город стал важным перегонным пунктом в экспорте кубанской и кавказской нефти.

Развитие этой отрасли привело к образованию первой нефтебазы в Новороссийске в 1918 году. Она объединила в себе нефтесклады братьев Нобель и нефтеперегонный завод «Русский Грозненский Стандарт». К середине столетия завершилось строительство нескольких нефтепроводов, так что порту понадобились новые резервуары для хранения топлива. С разницей в несколько лет построили нефтебазу в Кирилловке и нефтеперевалочный комплекс на Шесхарисе. Уже 19 октября 1964 года на Шесхарисе впервые погрузили нефть на танкер «Лихославль».

НМТП сегодня

В 2006 году был создан единственный в стране стивидорный портовый холдинг. В него вошли практически все предприятия Новороссийска, которые занимаются погрузо-разгрузочными работами и обеспечивают сервисные услуги для грузо- и судовладельцев. А именно: ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ООО «НМТ».

В состав Группы НМТП входят два крупнейших по грузообороту порта России — Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море.

Группа НМТП является ведущим стивидорным оператором в России и занимает третье место среди европейских портов по объему грузооборота.

Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.