Крымский мост глазами новороссийца: 7 минут эйфории и 228 миллиардов рублей

Крымский мост глазами новороссийца: 7 минут эйфории и 228 миллиардов рублей

Автомобильный мост через Керченский пролив построили за 3 года, его протяженность 19 километров. Крымский мост – один из крупнейших мостов России. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.

Крымский мост: исторические факты

Кстати, это не первая попытка связать Крым с Таманским полуостровом.

Еще зимой 1068 года князь Глеб прошел пешком по льду от одного берега до другого. От Тьмутаракани до Корчева (нынешней Керчи) насчитал 14 тысяч саженей (около 30 километров). В те времена передвигаться могли только так, устойчивый лед в проливе был не каждую зиму, и поэтому сообщение между полуостровами было ненадежным.

В 1870 году Керчь и Тамань связал телеграфный кабель. Связь по дну Керченского пролива провели англичане, им нужно было общаться с Индией. Позже были даже задумки проложить прямую железную дорогу, но проект оказался весьма дорогим. Идею подхватил Николай II, и тут началась Первая мировая война.

В Великую Отечественную Германия хотела возвести переправу, чтобы доставлять солдат и грузы. Немцы построили канатную дорогу, а потом начали возводить мост у косы Чушка, но не успели достроить. В это время Тамань и Керчь были освобождены советскими войсками.

В 1944 году советские строители сумели возвести мост за 150 дней. Мост открыли, по нему в Москву возвращалась советская делегация с Ялтинской конференции. Но укрепить мост не успели. Когда в феврале 1945 года в проливе начался сильный ледоход, часть опор не выдержала - погнуло несколько пролетов, поврежденный мост решили временно разобрать.

В сентябре 1954 года сообщение между Крымом и Кубанью все-таки появилось: из порта Кавказ в порт Крым начали курсировать паромы.

Крымский мост вживую

До моста «долетели» очень быстро – около двух часов и мы на шикарной трассе, которая незаметно переходит в Крымский мост.

Ровный асфальт, по две полосы в каждую сторону, ограждения, а по сторонам – активно ведутся работы – где-то строят автомобильные заправки, где-то асфальтируют дороги в соседние населенные пункты.

Ехала я с компанией туристов, поездку по мосту ждали практически все. Как только показались указатели про Крымский мост – все стали судорожно доставать телефоны – нужно же запечатлеть в памяти стройку века!

Отличная дорога и мало машин (наверно, потому, что мы выехали очень рано и на мосту были в 8-00 утра) и все 19 километров мы проехали за 7 минут. Чем ближе мы были к аркам моста – тем торжественнее я себя чувствовала. Вот оно – грандиозное строение. Сразу вспоминается 228 миллиардов рублей, которые пошли на стройку и Путин, проезжающий по мосту на КамАЗе.

Знаменитые арки Крымского моста

Два самых больших пролета мосты были установлены по уникальной технологии. Общий вес арок – более 10 тысяч тонн, а протяженность каждого пролета составляет 227 м – это длина двух футбольных полей.

Арки не только самые габаритные, но и наиболее яркие элементы моста. Они окрашены в сигнально белый (белоснежный) цвет. На обе арки ушло более 100 тысяч литров краски. За два месяца у строителей было всего 72 часа «погодного окна» на установку каждой арки.

Для того, чтобы собрать две арки – автодорожную и железнодорожную, строители выполнили 8,5 км стыковых швов первой категории и закрутили более 775 тысяч штук или 490 тонн высокопрочных болтов. Примерно столько весят три самолета «Боинг 747».

Было большое желание остановиться посреди путепровода, сделать тысячу и одну фотографию, измерить собственным глазом масштабы, но мест, отведенных для этих мероприятий, к сожалению, не было. Мы пронеслись на автобусе и не успели понять, что это такое.

Бизнес на стройке века

А в Крыму по полной эксплуатируют знаменитого соседа: магнитики, календари с фотографиями моста. В Керчи появилась даже экскурсия-поездка по самому мосту до Таманского полуострова и обратно. Стоит она 600 рублей. Дороговато, на такси, наверно, выйдет дешевле.

На магнитах посвященных Крымскому мосту, можно увидеть рыжего кота. Зовут кота – Мостик.

Рыжий кот Мостик — местная знаменитость. Он ровесник большой стройки, живет в зоне возведения Крымского моста и активно ведет свой блог в Инстаграме.

Появился рыжий котенок на Тузлинской косе в период подготовительных работ и сразу приглянулся мостостроителям. Они решили, что такая охрана от грызунов им не помешает, и оставили рыжего у себя. Отныне кот – полноправный участник строительства, он ежедневно инспектирует стройку моста, имеет собственное койко-место и трехразовое питание.

Дорога домой

На обратном пути преодолевали мы мост немного дольше – пост ГИБДД проверяет все автобусы и выборочно автомобили. Что не сделаешь ради безопасности.

Кстати, мост серьезно защищается от возможных террористических атак. Для этого используются противодиверсионные катера и защитные палы против возможных таранов сооружения. Дополнительно перед мостом формируется заграждение, а также создается зона закрытого доступа с ПВО.

К стройке подходят очень основательно. Перед началом строительства всю территорию обследовали саперы и археологи. Специалисты ликвидировали сотни взрывоопасных предметов времен ВОВ. Ученые нашли около одного миллиона археологических находок разных эпох. Из них более 100 тысяч артефактов, имеющих научную ценность, передаются музеям Тамани и Керчи.

Благодаря проекту моста археологи нашли артефакт, претендующий на уникальность – голову древней скульптуры предположительно V века до нашей эры.

Кроме того, стройка моста спровоцировала рост численности дельфинов: их привлекла рыба, которой стало больше в связи с увеличением кормовой базы (зоопланктона) за счет развития морской растительности на сваях.

Как увидеть Крымский мост

Доехать до моста можно самыми разными способами: на своем автомобиле, на туристическом автобусе с экскурсионной программой – туры начинаются от 1600 рублей, с попутчиками – в известном приложении совместных поездок за проезд берут от 300 рублей.

Для иногородних туристов разработали специальные маршруты, которые выезжают от железнодорожного вокзала и аэропорта Анапы. Стоимость тут начинается от 600 рублей (до Керчи). Билетов на июнь-июль уже нет.

Крымский мост стал хорошей частью дороги на пути в Крым – путешествовать по соседнему региону стало еще проще. У меня это не последняя поездка по Крымскому мосту, как впрочем, и у многих жителе Новороссийска. Дворцы и природные красоты Крыма – ждите нас!