«Меня легче убить, чем договориться»: интервью с руководителем Следственного комитета Новороссийска

Как за нами следят в Интернете, как следователи определяют, лжет ли человек, какие фильмы об этой профессии правдивы. Об этом и многом другом в интервью НАШЕЙ рассказал руководитель СУ Следственного отдела Следственного комитета по городу.

«Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря…» ритмично постукивала я ногой в приемной руководителя главного следователя по Новороссийску Романа Копача. По работе мы пересекаемся со следователями практический каждый день: они расследуют, журналисты – пишут. Работники этой структуры само собой не очень разговорчивы и всегда отвечают строго по регламенту: что, где, когда. Мне было интересно, как же сложится разговор с самим руководителем СУ Следственного отдела Следственного комитета по городу. Забегая вперед отмечу, интервью получилось интересным.

Дело, которое запомнилось на всю жизнь

Роман Валерьевич Копач работает следователем  уже в течение 14 лет. В практике руководителя городских следователей, естественно, было немало раскрытых дел. Но особенно запомнился случай, когда маленькая деталь стала ниточкой к распутыванию клубка преступления.

- Я выезжал на место происшествия, где убили молодого человека. Там я нашел маленький кусочек этикетки с тремя буквами HOB. Позже, когда я увидел одного из подозреваемых, у него на кроссовке остались две недостающие буквы этикетки. После проведения экспертизы выяснилось, что фрагменты на обуви и моя находка ранее составляли одно целое. Это было одним из неопровержимых доказательств нахождения этого человека на месте происшествия.

Такие случаи называют следственной удачей.

Как оказалось, группа несовершеннолетних убила молодого человека 1 января в санатории. Его оставили раздетым недалеко от лестницы. Сначала мы предположили, что он просто упал - сбегал от любовницы. После экспертизы выяснилось, что это убийство. Трое мальчиков, одному из которых было всего 12, решили ограбить прохожего, после чего перепугались, что он их запомнил, и убили. Самый маленький из нападавших принес камень, которым они и расправились с молодым человеком. За три дня мы нашли злоумышленников. Как позже выяснилось, на допросе один из молодых людей сидел в майке убитого. Я горжусь, что раскрыл это дело благодаря такой маленькой детали, оно мне запомнилось на всю жизнь, - рассказывает Роман Валерьевич.

Интернет в работе следователя

В последнее время участились случаи уголовного преследования за лайки и репосты в социальных сетях. Как в нашем городе следователи используют в работе Сеть?

- На сотрудника возложены обязанности по мониторингу социальных сетей и прессы. Также в Интернете мы прослеживаем важную информацию с признаками готовящихся преступлений. Если есть основание, то обязательно проводим проверку данных, которые находим в Сети, - рассказывает Роман Валерьевич. - В Следственном комитете есть ответственный за работу с корпоративной почтой и выходом в Интернет, это заместитель руководителя. Интернет и СМИ помогают ведомству определять местонахождение без вести пропавших, в том числе несовершеннолетних, ушедших из дома. Также по сети сотрудники рассказывают общественности о работе ведомства.

Расследование уголовных дел ведомство осуществляет в тесном взаимодействии с зональным следователем-криминалистом краевого управления и в целом с краевым отделом криминалистики. В работе они используют различные современные гаджеты, про некоторые из них Роман Валерьевич рассказал НАШЕЙ. 

-Например, цианокрилатная камера - это один из современных гаджетов криминалистики. Если раньше сотрудник выезжал на место преступления и снимал отпечатки пальцев с помощью кисточки и магнитного порошка, то сейчас он использует этот прибор. Бывают ситуации,  когда у человека слабый рисунок на пальцах, либо сам по себе след давний и смазанный, тогда порошок просто его испортит, а камера идентифицирует. Также есть прибор под названием UFED. Он нужен для того, чтобы извлекать информацию с мобильных устройств.

Ведь любой телефон хранит абсолютно всю информацию, которая на нем была, неважно, удаляли ее или нет.

UFED обеспечивает извлечение, декодирование и анализ данных. На самом деле, в нашей работе очень много современной техники, от тепловизоров до эндоскопов, если уделять этому направлению внимание, то можно рассказывать целый день, - отметил руководитель.

Методы работы

Также нам стало интересно, а действительно ли следователи при допросах применяют метод «хороший и злой полицейский».

- Способы налаживания психологического контакта с участниками уголовного судопроизводства является прерогативой следователя. Главное, чтобы не были нарушены права участников процесса, - отказался раскрывать секреты Роман Копач.

Фильмы о следователях

Роман Валерьевич считает, что начинающему следователей необходимо иногда смотреть фильмы про работу полиции, потому что в своей основе они содержат сюжет и раскрывают преступления тем или иным способом. В них содержится достаточно много интересных примеров. Однако в лентах иногда искажены данные о компетенции органов следствия.

Когда я начинал работать следователем, мне начальник говорил: «Смотри фильмы о работе следствия, например про знаменитых литературных героев Эркюля Пуаро, Шерлока Холмса». Ведь детектив основан на том, что совершается преступление, и некое лицо его раскрывает способами и методами, которые видит автор, это хороший пример, - рассказывает следователь.

Громкие дела в Новороссийске

Как утверждает Роман Валерьевич, если рассматривать работу именно следственного комитета, то этом году в городе нет нераскрытых преступлений.

Одним из самых нашумевших дел стало убийство предпринимателя во дворе особняка на улице Гладкова. Многих интересует, чем же закончилось расследование этого преступления.

Следователями проведена следственная и оперативно-розыскная работа, которая позволила установить лицо, причастное к совершению данного преступления. Сейчас ведется следствие, собираются доказательства, необходимые для предъявления обвинения. Отдельно следует отметить работу по противодействию коррупции,  в этом году у нас были значимые дела, связанные с поручением взятки работниками муниципальной власти и правоохранительных органов, в том числе руководящего звена. Сейчас такие преступления для общественности имеют большую значимость.

Для следователя любое преступление очень важно, ведь за ним стоят чьи-то нарушенные права.

Однако есть дела, которые вызывают повышенный общественный резонанс, - рассказывает Роман Валерьевич.

Сейчас в стране активно обсуждают «группы смерти» в социальных сетях. Так как за прошедшие три года во «Вконтакте» было создано по меньшей мере восемь виртуальных сообществ, в которых администраторы проводили суицидальные «интерактивные игры». В ходе них подростки выполняли задания: писали эссе о самоубийстве, резали руки, рисовали тематические рисунки. Итогом страшной игры должен стать уход из жизни. Отказавшихся выполнять задания исключали из групп.

В Новороссийске за 2016 год не зафиксировано сообщений о фактах смерти несовершеннолетних вследствие суицида, соответственно, инцидентов с «группами смерти» в городе не было. Вообще у нас проводится работа по профилактике преступлений, связанных с несовершеннолетними, эта категория Председателем Следственного комитета взята на особый контроль,- прокомментировал глава ведомства.

Романтизм профессии

Говорят, что следователи легко определяют, лжет человек или говорит правду.

Все приходит с опытом, есть же искусные лгуны. Бывает, они рыдают, доказывают, что правы.  Определять лжецов получается, однако истина устанавливается в ходе расследования. Иногда человек, чтобы скрыть большее, признается в меньшем, - продолжил руководитель ведомства.

На следствии мы узнаем о самых низких проявлениях человеческой натуры, понимаем, на что способны люди.

Это помогает быть более бдительным в жизни. Бывает, что просто идешь по улице, обращаешь внимание на людей, тут кто-то остановился и наблюдает за домом. В голове сразу мысли: возможно, это вор, следит за обстановкой. На работе мы получаем колоссальный жизненный опыт.

Плюс в этой должности есть определенная романтика, ведь следственная работа состоит в том, что мы собираем картину преступления из маленьких крупиц, своеобразных пазлов.

В детстве Роман Копач мечтал быть юристом, на это повлиял случай, который произошел с ним в семилетнем возрасте.

- Моих соседей обокрали, я увидел, как жулики светили фонарями. После инцидента, когда меня допрашивал участковый, сказал: «Будешь работать следователем». В итоге так и вышло, - вспоминает Роман Валерьевич.

Трудности в работе

На сегодняшний день текучки кадров в ведомстве нет. Однако работа очень тяжелая в психологическом плане, немногие выдерживают такой ритм.

- Бывает, в крупных городах следователи выезжают за год более чем на сто сообщений о гибели граждан.

Каждый день мы видим чье-то горе, трагедию, самое ужасное, когда это касается детей. Естественно, что мы все это проносим через себя. Однажды в производстве находилось дело женщины, которая утопила своего восьмимесячного ребенка в ведре. Вот как тут остаться равнодушным? Малыш мешал ей выпивать. Однако мы изначально знаем, на что идем, это объясняют еще в университете. В Новороссийске следователи работают посуточно, хотя график не нормирован. В моей практике был случай, когда я уехал на работу 31 декабря, я домой смог вернутся только 5 января, праздников для нас не существует. Благо, семья уже привыкла, свободное время посвящаю только родным, обычно это один выходной в неделю,- рассказывает Роман Копач.

Следователями работают не только мужчины, но и женщины.

- Я положительно отношусь к женщинам следователям, потому что у них, в отличие от мужчин, в целом иной подход к выполнению должностных обязанностей, они более ответственные и кропотливые. У меня работала девушка следователь, они была одной из лучших,- продолжил глава ведомства.

Безусловно, следователи каждый день слышат угрозы, сотрудников даже хотят подкупить.

- Естественно угрожали, когда я расследовал дела, особенно серьезные, например, про черных риелторов, в преступлении были замешаны полицейские.

Опытные жулики всегда пытаются надавить, напугать. Они угрожают постоянно, это нормальная ситуация, в этом даже есть некий момент состязательности, преступники пытаются защищаться и нападают на следователя.

По поводу подкупа могу сказать одно, меня и моих подчиненных легче убить, чем с нами договориться, - закончил руководитель Следственного комитета в Новороссийске.

Роман Копач находится в должности руководителя СУ Следственного отдела Следственного комитета по Новороссийску год. За это время отмечено значительное увеличение раскрытия преступлений коррупционной направленности, а также возбуждено на 200 процентов больше дел (по сравнению с прошлым годом)  по незаконной организации игорной деятельности.

  • Ранее «Наша Газета» брала интервью у начальника полиции Новороссийска.