Морской фасад без небоскребов и объездная дорога «Южный обход»: интервью с начальником управления архитектуры и градостроительства Новороссийска

Морской фасад без небоскребов и объездная дорога «Южный обход»: интервью с начальником управления архитектуры и градостроительства Новороссийска

Новороссийск, как и любой другой современный город, постоянно развивается, растет, меняется. Насколько гармоничным будет его дальнейшее развитие зависит от грамотной градостроительной политики.

В декабре 2017 года должность начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Новороссийска возглавила Екатерина Демченко.

Екатерина Игоревна окончила Северо-Западную академию государственной службы при Президенте РФ в Санкт-Петербурге. Но родилась и выросла в Новороссийске, а значит, она знает и любит город-герой.

НАША поговорила с Екатериной Демченко и узнала, какие вопросы стоят перед ней, как перед руководителем, сегодня и каким она видит Новороссийск будущего.

— Екатерина Игоревна, для начала назовите три приоритетных проекта, которыми вы сейчас занимаетесь или займетесь в ближайшее будущее?

— По плану развития и формирования города, разработан ряд уникальных инвестпроектов, которые придадут существующей застройке современный стиль и определят характер будущего Новороссийска.

Это, прежде всего, такие проекты как: административно жилой комплекс по ул. Революции 1905 года; культурно-оздоровительный комплекс «Горпляж»; микрорайон «Южный берег», микрорайон комплексной застройки, в котором ведется масштабное строительство жилья, а территория застройки — это городок с развитой инженерной и социальной инфраструктурами (школа, детский сад, паркинги).

В целях реализации генерального плана развития Новороссийска в южной части города освоены территории 14, 15 микрорайонов, 16, 16-а. Ведется застройка 15, 16 микрорайонов высотными монолитными зданиями с улучшенной планировкой квартир, утвержден проект планировки 17 микрорайона. Непременным условием проектирования для этих стройплощадок стало создание автономных систем инженерного обеспечения, строительство подземных парковок, комплексное благоустройство территории.

Северная часть Новороссийска активно застраивается малоэтажной жилой застройкой. Пригород (Цемдолина, Борисовка, Васильевка, Кирилловка, Гайдук) застраивается преимущественно индивидуальными жилыми домами. Всего в городе ежегодно вводится в эксплуатацию до 65 тыс. квадратных метров такого жилья.

Учитывая значимость Анапского шоссе, как основного въезда в город с федеральной трассы, по разработанной концепции выполнена его реконструкция, а также реконструкция объектов придорожного сервиса, расположенных в пределах шоссе. Упорядочены внешней облик фасадов и рекламных объектов, самой улицы и объектов придорожного сервиса с элементами благоустройства, архитектурной подсветки.

— Какие главные проблемы вы видите в Новороссийске и считаете необходимым решить их?

— Для нормальной жизни не менее важно качественное строительство проездов, дорог общего пользования, инженерных коммуникаций, обеспеченность парковочными местами.

Особое внимание следует уделить «безбарьерной среде».

Немаловажное внимание хочется уделить и архитектурной подсветке фасадов зданий многоквартирных домов и других объектов. Архитектурная подсветка зданий предоставляет прекрасную возможность придать им новый, более яркий облик, расставить акценты на индивидуальных особенностях здания. Грамотно спроектированная художественная подсветка фасада дома придает обычному строению индивидуальность.

Хочется обратить внимание на необходимость повышения качества проводимых наружных отделочных работ с применением инновационных строительных технологий, и обратиться с просьбой особое внимание уделять благоустройству прилегающих территорий и их озеленению.

— По оценке мировых архитекторов, которые приезжали к нам в феврале этого года, у Новороссийска большой потенциал для развития. Именитых гостей поразили наши панорамы, но неприятное впечатление произвели многоэтажки, оставшиеся в наследство от СССР. Тем не менее, сегодняшние строители продолжают использовать принцип советской застройки. На ваш взгляд, не пора ли отказаться от стандартов типового жилья?

— Город Новороссийск – это территория с высоким градостроительным, производственным, природно-ресурсным, туристско-рекреационным, лечебно-оздоровительным потенциалом, благоустроенный современный город с развитой инфраструктурой. Не могу сказать о строительстве только типового жилья, архитектура Новороссийска не ограничена исключительно строительством жилыми серийными домами, имеют место индивидуальные проекты, планировка которых рассчитана на апартаменты повышенной комфортности.

—Каким вы видите облик Новороссийска в будущем?

— Значительную роль в создании архитектурно-планировочного каркаса играет объемно-пространственная организация морского фасада центральной части города. Она предполагает создание трех поясов застройки: нижнего, среднего и верхнего. Формирование общей концепции морского фасада города-героя должно адаптировать все проектируемые объекты к сложившемуся архитектурному облику Набережной им. адмирала Серебрякова. В будущем развитие города должно сохранить планировочную структуру каскадной застройки, не исключая выделение на первом плане отдельных высотных архитектурных доминант.

— Градостроительная политика какого города ориентир для вас?

— Трудно отдать предпочтение, поскольку я родилась в Новороссийске, живу здесь, работаю, наверное, для меня он во всех проявления прекрасен.

— Для того, чтобы изменить облик города, достаточно одной архитектуры?

— Очень много вопросов в этом направлении. Для усовершенствования архитектурного облика Новороссийска внимание следует уделять благоустройству прилегающих территорий: озеленению газонов, высадке многолетних деревьев, обустройству детских спортивных площадок и наружного освещения, установке малых архитектурных форм (детские городки, скамьи для отдыха, урны), архитектурной подсветке.

Архитектурное решение — это авторский замысел архитектурного объекта (его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации), немаловажно сохранить и реализовать его в построенном объекте.

— В Новороссийске очень много недостроя, что очень портит вид города. Эту проблему возможно решить в ближайшем будущем?

— Эти проблемы решаются сразу на этапе их возникновения, они носят временной характер, в основном, это зависит от застройщика, его экономики. Ближайшее будущее планируем без недостроя.

— Еще одним раздражителем для общества является строительство храмов. Большинство из них также остаются недостроенными много лет. Какое у вас мнение на этот счет?

— Как уже сказано, это моменты, зависящие от застройщика, в основном, строительство храмов осуществляется на пожертвования и сроки их строительства продлеваются по объективным причинам, ответственные за их строительство представители церкви, безусловно, не намерено раздражают общество.

Вопросы транспортной логистики являются первоочередными. Есть ли у вас какой-то рецепт решения этих вопросов?

— Понимая значимость транспортной инфраструктуры для дальнейшего развития промышленного потенциала города и края в целом, социальный аспект этого вопроса, строительство и развитие дорог считаем приоритетной задачей.

Интенсивность движения автотранспорта по основным дорогам общего пользования за последние годы значительно возросло, что определяется ростом парка легковых автомобилей личного пользования, изменением объема перевозок через морской порт, обусловленным прибытием значительного числа большегрузных автомобилей для дальнейшего следования через город на сеть внешних автодорог.

В настоящее время суточная интенсивность движения транспортных средств по основным магистралям города в несколько раз превышает их пропускную способность. Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо реализовать строительство объездной дороги: «Южный обход г. Новороссийска», которая даст возможность разгрузить уличную сеть города от транзитных потоков.

— Много шума и разговоров сейчас вокруг застройки набережной Новороссийска. Можете успокоить жителей города и объяснить по какому принципу будет осуществляться эта застройка? Можно расслабиться и не переживать, что на берегу моря появятся высотки?

— Для сохранности застройки, для внесения изменений в правила землепользования и застройки, разработан высотный регламент, который при новом строительстве в 500 метровой водоохраной зоне Черного моря предусматривать понижение этажности застройки в сторону моря.

Для зоны регулирования застройки 1 линии:

- максимальное количество этажей – 5 эт;

- максимальная высота здания – 18 м.

Для зоны регулирования застройки 2 линии:

- максимальное количество этажей – 8 эт;

- максимальная высота здания – 24 м.

Для зоны регулирования застройки 3 линии:

- максимальное количество этажей – 16 эт;

- максимальная высота здания – 48 м.

— Хватает ли, на ваш взгляд, зеленых зон Новороссийску?

— В границы Новороссийска включено 84 тыс. гектаров земель, в том числе: земель лесного фонда 49,2 тыс. гектаров, что составляет 50% от общей площади; площадь под селитебными территориями 32 тыс. гектаров, 25% которых занимают зеленые насаждения (парки, скверы, аллеи, придомовые, придорожные территории и т.д.).

— Город застраивается не по дням, а по часам. Каким образом должна развиваться инфраструктура, чтобы через 20-30 лет мы не оказались в плену у многочисленных проблем?

— Развитие города в области градостроительства, в первую очередь, должно осуществляться на основании материалов по планировке территорий, основной задачей которых является размещение планировочной структуры с учетом взаимосвязи с прилегающими территориями и их обеспеченности объектами транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. В городе должно развиваться не только жилье, прежде всего это обеспеченность потенциального жителя всей инфраструктурой: водоснабжением, электроснабжением, канализованием, ливнеотведением и, самое главное, это строительство детских садов и общеобразовательных школ.

— О будущем мы поговорили. Теперь о прошлом. Как сохранить объекты культурного наследия, создавая современность?

— В рамках действующего законодательства об объектах культурного наследия памятники истории и культуры и особо охраняемые природные территории, расположенные в границах города включены в перечень исторических объектов, градостроительная деятельность в отношении которых обеспечивает их сохранность. Примерами профессионального подхода к созданию гармоничной жилой среды, вписанной в окружающий ландшафт, можно считать новостройки города, в частности, как один из примеров — застройка средней этажности в квартале улиц Свободы, Победы, Энгельса, Рубина. Индивидуальностью архитектурного решения подчеркнули эпоху прошлых лет исторического центра города.

— Ваше любимое место в городе?

— Как ни банально, любимое место в городе — это дом, в котором я живу.

— Какие дома вы считаете самыми красивыми, а какие самыми уродливыми?

— Без комментариев.

— Будет ли достроено здание на набережной, которое в народе называют «кукуруза»?

— Да, разумеется, думаю, в этом году застройщик достигнет желаемой цели, для этого будут выполнены все необходимые мероприятия.