Новороссийцы любуются розовой водой Суджукской лагуны, а экологи бьют тревогу

<p> Памятник природы опять под угрозой</p>

Известный новороссийский фотограф Максим Бессалый разместил в своем инстаграм-аккаунте фотографии Суджукской лагуны. Получилась фантастическая картина водоема с необычным розово-коричневым цветом воды. Комментарии к фотографиям горожане оставляют восхищенные: «Ах, красота, у нас теперь будет свое кипарисовое озеро!».

Специалисты не разделяют таких восторгов. Экологи Новороссийска подробно разъяснили НАШЕЙ, почему происходят такие метаморфозы и в чем их опасность.

Прогретая вода и закрытый проран

«Мелководье, солоноватая вода, минимальное волнение и перемешивание слоёв, видимо, создали условия для цветения воды, вспышки численности водорослей», - сказал Вениамин Голубитченко, член общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края.

Татьяна Трибрат назвала главную причину периодических застоев воды в лимане: «Теплая осень, прогретая вода и закрытый проран – все это привело к образованию нетипичных бактерий».

С этим прораном, вообще, какая-то беда. Как утверждает Антон Попович, член Русского Географического общества, еще на немецких фотографиях времен Великой Отечественной войны снят достаточно большой, почти 100-метровый проран. Потом поменялось течение, и он стал забиваться камнями. Эколог считает, что образовавшийся пляж имеет антропогенный характер, то есть кто-то когда-то от незнания специально завозил гальку и перекрывал проран. А течение поменялось, по мнению специалистов, также из-за деятельности человека, в частности массовой застройки ближайшей территории. Глубокие фундаменты возведенных зданий, прокладывание инженерной инфраструктуры нарушили течение подземных источников и ручьев и даже уничтожили некоторые из них. Таким образом нарушился естественный водообмен с лиманом, и это привело к заболачиванию и негативным изменениям всей экосистемы Прилагунья. Остались лишь байки рыбаков о больших уловах и разнообразии видов рыб.

За спасение природы грозит наказание

Экологи утверждают в один голос, что проран надо открывать периодически весь год, а уж осенью обязательно. Однако, он открывается всего 2-3 раза в год, и делается это практически подпольно. Один из добросовестных бизнесменов за свой счет проводит работы по открытию прорана. Говорят, что порой даже под покровом ночи. За благое дело спасения особо охраняемой территории получает периодически штрафы и наказания от прокуратуры. Ведь для того, чтобы загнать в море трактор и копать море – а именно так выглядит со стороны процес открытия прорана – нужно официальное разрешение. В Новороссийске, как оказалось, нет человека, уполномоченного выдавать подобное разрешение.

Начальник 3-го территориального отделения государственного учреждения Краснодарского края управления особо охраняемых территорий Вячеслав Ясеновский подтвердил «Нашей Газете»: «У меня нет полномочий распоряжаться открытием прорана. Вся информация предоставлена в Минприроды Краснодарского края. Знаю, что готовится документ, правоустанавливающий режим открытия прорана. На какой стадии находится разработка документа, мне не известно. Пока ситуация правового тупика сохраняется».

НАША связалась с отделом особо охраняемых территорий Минприроды Краснодарского края и задала вопрос по открытию-закрытию прорана. Ответ краевых чиновников опубликуем сразу же при получении.