«Туалет на улице. Моемся в сараях»: как живут современные новороссийцы в ветхих домах

«Туалет на улице. Моемся в сараях»: как живут современные новороссийцы в ветхих домах

Восточный район Новороссийска — это изнанка умытого и причесанного для туристов города-героя. Жизнь здесь напоминает сюжет из артхаусного фильма.

Узкие улочки, по которым с диким шумом несутся груженые под завязку фуры; коптящие промышленные трубы; запах нефти и выхлопных газов; визг тормозов и гул моторов.

В этом промышленном котле, на улицах с красивыми названиями, живут люди: кто-то в частном секторе, другие — в советских бетонных панельках.

Но особо бросаются в глаза колоритные двух- и трехэтажные здания на обочинах дорог. Их архитектура рассказывает нам о далеком прошлом (видно, что строились они задолго до Великой Отечественной войны).

С улицы можно подумать, что внутри этих домов вечерами включают патефоны, зажигают свечи и пьют ароматный чай.

Как на самом деле выживают современные люди в старых домах — в материале «Нашей Газеты».

Тихоступа, 6

Двухэтажный старинный дом №6 на улице Тихоступа по документам был построен в 1917 году. Однако жильцы уверены, что его возвели гораздо раньше.

Когда-то здесь располагались казармы для моряков. Сейчас живут женщины, старики и дети.

Я всматриваюсь в окна, покрытые слоем дорожной пыли. Все они наглухо закрыты, несмотря на теплый день.

На обшарпанном фасаде, который выглядит как после бомбежки, висят ржавые спутниковые тарелки. Кованые козырьки над входами в дом смотрятся так, словно старая интеллигентка прицепила редкую брошь на поеденное молью пальто.

Принюхиваюсь. Нет, не ошиблась — от дома пахнет плесенью и сыростью.

— Здесь живут те, кому некуда деваться, — встречают меня на крыльце две женщины. — Показать вам, как устроен наш быт?

Вместе с мамой троих детей Натальей Шелест мы идем во двор.

Она показывает трещины на доме, жалуется на грибок и плесень. Я всматриваюсь в стены. Мне кажется, что дом может в любую минуту рухнуть. За спиной грохочет фура и от этого ощущение усиливается: еще немного и стены начнут крошиться от старости.

— Наш дом отказываются признавать аварийным. Стены толстые. Говорят, износ 30%. Правда, деньги за капремонт вернули, — возвращает меня в реальность Наталья.

Во дворе на веревке сохнет белье, старый пес греется на солнце, в хаотичном порядке выстроились сараи и пристройки, слепленные как из пластилина.

— Вот здесь (показывает на сарай — прим.авт.) моются мои соседи. В доме нет ванных и душевых, — продолжает экскурсию жительница дома. — Я купаюсь на работе, а детей — в тазиках.

Мы приходим в самый конец двора.

— Это туалет, — коротко сообщает Наталья.

Я смотрю на выгребную яму и не верю своим глазам.

— Да, вот так мы живем. На дворе 21 век, а мы как сто лет назад.

Наталья рассказывает мне про 80-летнюю соседку, которая была вынуждена ходить в этот туалет. Ее здоровье, по твердому убеждению жильцов, из-за таких бытовых условий подкосилось, и она умерла раньше положенного.

Той же дорогой возвращаемся в дом. В голове один вопрос: как это возможно в наше время, не в деревне, а в богатом портовом городе?

Наталья приглашает меня внутрь.

Вдоль коридора расположилось несколько комнат и общая кухня.

В комнате, где живет многодетная мама, чисто и уютно, но от запаха плесени никуда не деться.

— У нас нет централизованного отопления. Раньше была форсунка, но она обвалилась и газ перекрыли, так как опасно. Приходится отапливаться масляным обогревателем, но сырость постоянно, — женщина отодвигает диван и показывает грибок на стене.

На общей кухне готовят еду, стирают и сушат детские вещи. Быт давно превратился в какую-то остросоциальную драму.

Я интересуюсь, почему в доме закрыты все окна?

— Проветривать невозможно: пыль и сажа от автомобилей летят в комнаты, дышать нечем будет, — объясняют жильцы.

Наталья провожает меня на улицу и говорит, что дом обещают снести, но когда это будет — не сообщают.

Пролетарская, 3

На улице Пролетарской стоит симпатичный кирпичный дом под номером 3. В этом году ему исполняется 109 лет.

В небольшом дворике стоит лужа. Вода бежит откуда-то из сараев.

Внутри дома тихо и безжизненно. Лишь собачий лай, доносящийся из квартиры на первом этаже, разбавляет эту тишину.

Ободранные стены создают атмосферу уныния и безысходности.

Я стучу в квартиры, но никто не открывает.

Поднимаюсь по самодельной железной лестнице на второй этаж. Тоже ни души.

— Все на работе, а на втором этаже пенсионер парализованный живет. После инсульта, — сообщает мне прохожая.

Сухумское шоссе, 94

В 1940 году на Сухумском шоссе, практически на окраине Новороссийска, был построен дом №94. На двух этажах расположились 10 квартир.

Дом выстоял во время Великой Отечественной войны, но не выдержал строительства дорожной авторазвязки. Из-за работы тяжелой техники и возведения эстакады по зданию пошли трещины.

В марте 2019 года дом признали аварийным.

В современных декорациях, за шумозащитным забором притаился типовой многоквартирный дом советской постройки.

Фундамент дома подмазан бетонным раствором, а фасад когда-то пытались освежить побелкой. Но его старость выдают трещины и полуразрушенные балконы.

Стучу в одну из квартир на втором этаже. Мне открывает мужчина и с недоверием смотрит удостоверение. Сомневаясь, все же пускает сфотографировать свой быт.

В квартире Григория Максименко, как представился мне хозяин, стены напоминают яичную скорлупу: в каждой комнате — трещины.

Больше всего их на кухне.

Мужчина говорит, что власти города обещают переселить всех к декабрю.

Я интересуюсь, не страшно ли жить в таком доме. Он отвечает, что привык.

Но на первом этаже встречаю маму, которая признается, что каждый раз, ложась спать с ребенком, боится, что дом рухнет.

Я выхожу на улицу, чтобы сфотографировать здание снаружи.

Вид со двора сильно отличается от того, что мы видим со стороны дороги.

Делаю последний кадр и скорее спешу уехать из этой части Новороссийск к морю и зеленым газонам.

А сотни новороссийцев, увы, продолжат жить в домах с наглухо закрытыми окнами, которые давно уже стали негодными для проживания.

Комментарий администрации

С 2014 по 2018 годы в рамках муниципальной программы было переселено более 358 человек из 132 жилых помещений, расположенных в 14 аварийных домах за счет средств городского бюджета, а также существующего муниципального жилого фонда.

Как рассказала «Нашей Газете» и.о. начальника городского управления жилищной политики Владислава Самофал, в 2019 год в рамках данной программы запланировано переселение еще 324 человек из 111 жилых помещений общей площадью 3​ 570,7 кв.метров, расположенных в 12 аварийных домах.
​— Многоквартирный дом № 94​ по ул. Сухумийское шоссе признан аварийным и подлежащим сносу с проведением мероприятий по отселению жителей. В апреле жителями данного дома были предоставлены пакеты документов, необходимые для переселения.В настоящее время уже начато расселение данного дома, — подчеркнула Владислава Самофал. — Жилые дома № 3 по ул. Пролетарской и № 6 по ул. Тихоступа не признаны в установленном порядке аварийными. Год постройки дома не является основанием для признания дома подлежащим отселению.
Она отметила, что жильцы данного дома в установленном порядке в администрацию Новороссийска с заявлением о признании дома аварийным не обращались.
Вместе с тем, дом по ул. Тихоступа, 6 включен в муниципальную программу планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципального образования город Новороссийск на 2016-2020 годы, утвержденную Решением Городской Думы № 124 от 20.12.2016.

* Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» утвержден порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также определен перечень документов, необходимых для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признании многоквартирного дома аварийным.
С целью выполнения мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 30.05.2014 № 4120 (в ред. постановления от 29.12.2018 № 5588) утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Новороссийск на 2014-2019 годы».