Угнанные самолеты, авиакатастрофы и кино: история аэровокзала в Новороссийске

Угнанные самолеты, авиакатастрофы и кино: история аэровокзала в Новороссийске

На этой неделе НАША решила рассказать вам об аэропорте, который закрылся в Новороссийске в 1992 году. Как оказалось, с ним связаны истории, напоминающие современные блокбастеры, на аэродроме снимались фильмы, его посещали первые лица СССР. Сейчас оставшиеся несколько метров взлетно-посадочной полосы служат дорогой, часть застроена гаражами и многоэтажками. Об истории местного аэровокзала вы узнаете в материале.

Лайнеры летали в Крым и по побережью

Изначально аэродром был военным, потом его переделали в гражданский. В 1969 году 12 местных самолетов «АН-2» совершали регулярные рейсы ежедневно. Первоначально они следовали по маршрутам Новороссийск-Краснодар и Новороссийск-Туапсе. 

Продажа билетов была предварительной, их необходимо было приобретать за 15 дней. 

Власти обеспечили удобную доставку пассажиров к аэровокзалу из города и обратно. К аэропорту продлили движение четырех автобусов по маршруту № 9. Также ввели отдельный маршрут: городская автобусная станция - аэропорт.

После появились новые маршруты аэрофлота из Новороссийска в Симферополь, Керчь, Геленджик, Адлер, Сочи и другим городам близ Черного моря. По побережью начал летать быстроходный комфортабельный 28-местный вертолет МИ-8. Также в 1971 году введен рейс Минеральные Воды - Краснодар - Новороссийск.

Угнали самолет в Турцию

В Новороссийске 7 ноября 1982 года преступники захватили самолет «Ан-24», который должен был лететь в Одессу. Один из пассажиров, угрожая взрывным устройством, потребовал лететь в Турцию. Экипаж совершил посадку в турецком аэропорту города Синоп.

В 1970 году по маршруту Новороссийск - Краснодар пассажирские самолеты совершали ежедневно по шесть рейсов.

На следующий день самолет со всеми пассажирами возвращен в СССР, исполнители приговорены турецким судом к 8 годам тюремного заключения. Как вспоминают свидетели тех событий, в бортмеханика стреляли и нанесли удары перочинным ножом. Пострадал и пассажир.

Авиакатастрофы

Осенью 1980 года из Новороссийска в Сухуми вылетал самолет, в этот день была плохая, ветреная погода и разрешения на взлет местное руководство не давало. Однако летчики настаивали на своем, им разрешили подняться в воздух с условием, что их сначала примет аэропорт Геленджика. 

-Те приняли, сказали, будут дальше смотреть, отпускать ли. Выпустили дальше. А облачность низкая и еще стала понижаться. Летели они вдоль береговой линии и их совсем прижало к земле. А в облака они не имели права подниматься. Но поднялись. А их ветром снесло в сторону гор. И уже самолет почти из облаков вышел, как зацепился за вершину горы.

Семнадцать человек обгорели и погибли. Больше недели останки искали над морем, и не думали, что искать нужно в горах.

Когда L410 обнаружили, мне пришлось заниматься и траурными делами. Решили обгоревшие тела кремировать, а родственникам выдать урны. Родственники забастовали.

Несколько грузин залезли в наш морг через окно и выкрали трупы своих родственников.

Их задержали в районе Шесхариса,- вспоминает события тех дней в интервью газеты «Наш Новороссийск» бывший глава новороссийского аэродрома Александр Мамонов.

В 1976 над морем произошла еще одна чудовищная авиакатастрофа. Прямо в воздухе столкнулись АН-24 и ЯК-40, диспетчер дал самолетам одну высоту. По рассказам современников, люди сыпались из лайнеров вместе с креслами. Всего в этой авиакатастрофе погибло 70 человек. Жертвам был установлен памятник на Большом Утрише.

Еще один самолет разбился в горах у Абрау-Дюрсо, тогда погибли пять человек. Пассажирский рейс 533 летел Анапа-Краснодар получил задание забрать из Новороссийска груз и отправится в краевую столицу. Так как на трассе полёта дул сильный боковой ветер, то вылет из Новороссийска был задержан. Когда ветер ослаб, было принято решение не вылетать. Диспетчер аэропорта не стал проверять полётные документы, лишь подписал полётное задание. Диспетчер не сообщил прогноз погоды на маршруте Новороссийск— Анапа— Краснодар и не провёл анализа фактической погодной обстановки на маршруте и в самом аэропорту. Всего на борт самолёта сели две женщины с двумя детьми и было загружено 10 килограмм почты.

Перед приземлением каждого борта личный состав проходил по полосе и собрал камешки, чтоб не произошла авария.

Спустя 4-5 минут после взлёта летящий над морем самолёт приблизился к Абрау-Дюрсо, где в это время, по данным автоматической метеостанции и показаниям очевидцев, стоял туман, видимость в котором не превышала 200 метров.

Попав в такой туман, пилот принял решение не возвращаться, а продолжать полёт до Анапы ориентируясь по береговой черте. Когда береговая линия скрылась из виду, Анохин пытаясь разглядеть её довернул вправо на 10-15°, что однако привело к тому, что самолёт теперь оказался над сушей и начал углубляться всё дальше от берега в сторону гор. Через несколько минут находясь фактически в 1 километре от моря самолет врезался правой плоскостью в деревья на горном склоне. От ударов сперва отделился правый закрылок, а затем и вся правая плоскость крыла.

Зарплата директора аэропорта составляла 160 рублей. Плюс премии. Они были положены за выполнение и перевыполнение плана.

Пролетев от точки первого удара ещё 300 метров и входя в правый крен, перевернувшийся авиалайнер врезался в склон противоположной горы.Через трое суток, в 17 часов 29 марта полностью разрушенный самолёт был обнаружен на склоне горы высотой 283 метра, что у северо-западного берега озера Абрау и юго-западнее посёлка Абрау-Дюрсо.

В Новороссийск прилетел Брежнев

К приезду Леонида Брежнева взлетную полосу реконструировали, увеличили в два раза до 1200 метров. Сотрудники до последнего не знали, кто именно посетит город. Они ожидали прилета, как им говорили, «большого гостя».

Когда в город прибыл Леонид Ильич, внезапно пошел дождь, его встречали с зонтами.

В то время коллектив состоял из авиатехника, двух дежурных или диспетчеров, сменных кассирш, уборщицы, грузчиков, радиста и метеоролога.

Аэродром в кино

На аэродроме Новороссийска снимали фильм «Противостояние». В шестой серии, с тридцать четверной минуты на кадрах можно увидеть родные пейзажи. По сюжету действие происходит в Сухуми. 

Самолетами в краевую столицу доставляли запчасти для сельхозтехники, которые делал «Красный двигатель». Машины с запчастями прибывали в аэропорт, тут грузчики их грузили и через час они были уже в Краснодаре. Это было выгоднее, чем доставка другими видами транспорта.

На кадрах видна стоянка у аэропорта и гора Колдун. Межу прочим, в эпизодах снимались реальные пограничники и солдаты срочной службы.

Причина закрытия аэропорта

Точная причина закрытия аэродрома так до сих пор и не ясна. Последний самолет тут приземлился в 1992 году. Основной версией прекращения полетов считают слишком ветреную погоду в этой местности. Однако, в то время были получены все экспертизы, подтверждающие, что взлетная полоса соответствует всем нормам.

Колдун «закрывается» и я закрываюсь. Звоню в Краснодар, сажаю самолет в Анапе, сажаю в автобус дежурную с документами и пассажиров и отправляю людей к самолету на Москву, Одессу, Киев, Калининград. Задержки практически нет. У нас почти не было случаев, чтобы пассажиры ждали, обижались,- рассказывает Александр Мамонов.

Сейчас район, где располагался аэродром местные называют по привычке «взлеткой». На этом месте активно строятся многоэтажки, возводить новый аэровокзал власти не считают нужным, так как рядом с Новороссийском, в Анапе и Геленджике уже есть функционирующие аэропорты.

  •                Ранее «Наша Газета» рассказала об истории работы цеха «Пепси-колы».

Вступайте в НАШУ группу во «ВКонтакте», узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!