Колбаса из дельфинов, «толчок» и канатная дорога: как жили в Новороссийске 100 лет назад

<p>А вы знали, что в довоенные времена в Новороссийске на рынок ходили не ради покупок, а чтобы встретиться с друзьями: на других посмотреть, да себя показать? Что торты были роскошью? А люди ездили на трамваях? </p>

Рынок – место для встреч

В довоенные годы посещение рынка являлось для новороссийцев чем-то вроде обязательного воскресного ритуала. Сюда ходили не только ради покупок. Это было место встреч и общения с друзьями. На Мефодиевском рынке по воскресеньям собиралась вся «та сторона». Такую же картину можно было наблюдать и в центре - на Колхозном рынке. На рынок ходили семьями. Кроме продуктового, посещали и вещевой рынок, который назывался «толчком».

На рынке было много колхозных ларьков, где вино продавалось на розлив, и можно было позволить себе выпить стакан или два хорошего сухого вина. В центре Колхозного рынка был установлен длинный прилавок с разными сортами вина. Стеллаж был окрашен в голубой цвет, за что его окрестили «голубой линией», по аналогии с названием нацистской оборонительной линии на Кубани.

На рынке можно было приобрести запеченный в глечике арбузный сок, который назывался «бекмесом». Бесподобное лакомство для детей. Его наливали в блюдечко и макали в него хлеб.

В довоенные годы в Новороссийске существовал обычай завтракать, идя на работу через рынок. С пончиком или пирожком человек выпивал стакан ряженки с аппетитной запеченной корочкой, купленной в молочном ряду. А еще в центр города приходили молочницы, разнося по дворам и квартирам молоко в бидонах и молочные продукты.

Хамса – спасительница и колбаса из дельфинов

Благодаря обилию рыбы Новороссийск относительно благополучно переживал голодные годы. Хамса спасал не одну тысячу человек от верной смерти. Не зря на городской набережной установлен даже памятник этому черноморскому деликатесу.

Но мало кто знает, что в пищу употребляли и мясо дельфинов, причем, даже в более благополучные времена. Из дельфиньего мяса делали колбасу. Ее продавали в длинных холщовых мешочках, ели ее без хлеба.

До войны рыбной ловлей с пристаней и молов занимались новороссийцы. И не просто ради развлечения. Рыба была большим подспорьем в питании. Тогда в районе порта было два места хранения лодок-плоскодонок, с которых ловили волукушами креветку для наживки. Лобана, кефаль, чуларку и другую рыбу ловили прямо в порту. Лодочная станция здесь функционировала даже после войны в районе судоремонтного завода. Вторая станция размещалась на небольшом пляже на улице Свободы. Лодки привязывались цепью к колу и никем не охранялись.

Помимо селедки, ставриды, голяка и кефали в Черное море через проливы часто заходила довольно крупная рыба пиламида. Из нее изготавливали деликатесы горячего копчения. Были отдельные случаи ловли крупного тунца. Фотография такой огромной рыбины весом примерно 40-50 килограммов была выставлена в окне столовой № 14, над которой с топорами в руках, готовясь к разделке, стояли повара в белых халатах и колпаках.

На улице Советов, где сейчас находится булочная рядом с библиотекой, был специализированный рыбный магазин. До войны в витрине этого магазина выставлялись аквариумы с декоративными рыбками. А в центре, в круглом водоеме с фонтаном, резвились карпы. Их вылавливали по желанию покупателей.

Трамвайное движение

Первую трамвайную линию в Новороссийске открыли 1 июля 1934 года. Она связывала цементный завод «Пролетарий» с Кирилловской и Мефодиевской. Позже она была продлена до цементного завода «Октябрь». По маршруту пустили шесть моторных и два прицепных вагона. Через несколько лет трамваи начали ходить и в центральной части Новороссийска - по улицам Исаева, Энгельса, Толстого, Лейтенанта Шмидта. Проезд в них стоил всего 10 копеек. В те годы извозчики брали за поездку 3-5 рублей. Общая протяженность линий в Новороссийске перед Великой Отечественной войной составляла 11,7 километров. Из-за больших разрушений, большую их часть так и не удалось восстановить.

В 1969 году в Новороссийске появились троллейбусы, которые и вытеснили трамвай. 31 октября 1969 года было подписано Постановление «О закрытии трамвайного движения в Новороссийске».

Довоенные деликатесы: газировка с сиропом и франзоли

Во многих районах Новороссийска были ларьки - павильоны артели «Пищевик», где продавался квас, газировка с сиропом или без, карамель «барбарис», «маковки» и ирис. На улице Советов, в парках, на пляже продавалось мороженое. Его накладывали в круглую форму, накрывали вафлей и выдавливали из формы. Позже появилось эскимо в шоколаде на палочке. Кроме молочного и сливочного было фруктовое мороженое различной расцветки.

В центре города и у школ процветала выносная торговля: из корзин продавали французские булочки - франзоли. В парковой аллее, напротив гостиницы «Черноморская», была популярна кондитерская, в которой можно было приобрести торты, пирожные, очень вкусные сдобные булочки, с которыми можно было выпить ароматного кофе или какао. Однако позволить себе это могли лишь немногие горожане.

Канатная дорога

В Новороссийске существовала грузовая канатная дорога, соединяющая Мархотский хребет и цементный завод «Пролетарий». Фуникулёр использовался для доставки камня из карьера на завод. Построен был в конце XIX века. Эксплуатировался примерно до 1950-60 годов. Затем был разобран. Остатки канатной дороги до сих пор можно наблюдать в окрестностях Новороссийска – на склоне горы Сахарная голова.

Источник: альманах «Черноморский следопыт»; narrow.parovoz; nvrsk-kostomarovo; фото из открытых источников.