Первый кинотеатр в Новороссийске на Стандарте: зрители боялись, но шли

Первый кинотеатр в Новороссийске на Стандарте: зрители боялись, но шли

Первый кинотеатр в Новороссийске появился в 1897 году. Наш город стал одним из передовых в этом плане. Только в 1895 году в Берлине начал распространяться кинематограф: начали снимать и показывать первые короткометражные фильмы. В течение 1896-1897 годов публичные демонстрации проводили во всех мировых столицах.

Кинотеатр на Стандарте

Новороссийскую диковинку открыл рижский мещанин Альвин Иванович Гуцман.

Кинематограф Гуцмана располагался на Стандарте на улице Вокзальной (Элеваторная) в здании построенном «Домовладельческим товариществом» в 1895 году. Длинное двухэтажное кирпичное строение было возведено в классическом стиле доходных домов.

На первом этаже располагались просторные залы магазинов и заведений, а на втором разместили зал кинотеатра. Кстати, после второй этаж приспособили для квартирных жильцов. Именно этот дом привлек кинопрокатчика, и он арендовал верхний этаж под стационарный кинотеатр.

Смотрели фильмы братьев Люмьер

Вскоре на фасаде здания были вывешены первые афиши, зазывающие на невиданное зрелище: «Живые картинки», «Последнее слово науки и современных искусств», «Синематограф Альвина Гуцмана».

«Чудо техники» открытое Гуцманом в Новороссийске никто никогда еще не видел, поэтому на Стандарт повалила публика. И хотя цена билета была высока (от 40 копеек до 1 рубля) у касс кинематографа стояли очереди, пишет Сергей Шило, автор статьи о синематографе в Новороссийске.

В то время в России еще не было своих фильмов, и кинематограф показывал зарубежные преимущественно французские фильмы братьев Люмьер. Это были короткометражные фильмы (15-20 метров) время демонстрации которых было примерно 1,5 минуты.

Как правило, аудитории представляли десятиминутную программу: «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и, разумеется, «Прибытие поезда».

Зрители выбегали из зала

Перед показом «живых картин» зрителей предупреждали о полной безопасности нового аттракциона. И все равно при показе одноминутного фильма «Прибытие поезда» люди кричали от испуга, вскакивали и убегали из зала, когда из глубины экрана на них двигался паровоз.

У кинопрокатчиков были свои проблемы. Киноленты стоили дорого и продавались на метры (1 метр-40 копеек) поэтому, как правило, в одном кинематографе было не более десятка полтора лент, которые показывались за один сеанс. В первые годы распространения кинематографа этот факт пагубно отразился на работе многих стационарных кинотеатров. Пересмотрев за один сеанс все картины, люди больше не шли на «фильму» так в женском роде называли тогда кинокартину.

Кинотеатр проработал год

Многие предприниматели переезжали с ними из города в город и «крутили» их до полного износа. Стационарный кинематограф на Стандарте также просуществовал недолго.

Альвин Гуцман исчерпав возможности проката фильмов в Новороссийске, вскоре перешел к практике передвижных показов.

В 1898 году Альвин Иванович Гуцман покинул Новороссийск. В 1903 году предпринял попытку открыть два стационарных кинотеатра в Москве.

Справка

Альвин Иванович Гуцман — российский кинопрокатчик

В 1897 году открыл в Новороссийске первый в России стационарный кинотеатр, но вскоре перешел к практике передвижных показов.

В 1903 году предпринял попытку открыть два стационарных кинотеатра в Москве.

В 1905 — вернулся в Ригу, где открыл прокатную контору под именем «К. Стефан». Кроме того, Гуцман являлся владельцем нескольких кинотеатров, лучшими из которых были «Кристалл» и «Прогресс». Вскоре поставил под свой контроль кинотеатры прибалтийского региона и внедрился в киносеть Белоруссии, Закавказья, Волжского края и Украины. В 1907 — открыл в Киеве кинотеатр «Электро-биоскоп».

В 1915 — был ответственным редактором журнала «Кино».

Как оператор снял в России около 20-ти сюжетов.

  • Ранее НАША писала: местные бизнесмены и 100 лет назад давали рекламу в печати. Рекламировали все: от продажи земельных участков на побережье до пластырей от мозолей.