Кондукторы указывали на магазины с дефицитными товарами, а из вагонов строили дачи: история трамваев в Новороссийске (ретрофото)
- 17 апреля 2023
- 16+
Сегодня они - лишь воспоминания старожилов.
Трамваи сыграли огромную роль в истории Новороссийска, были любимы тысячами местных жителей, но в итоге город от них отказался. Почему и что этому предшествовало, расскажем в НАШЕМ материале.
Появление первого трамвая
Первую трамвайную линию в Новороссийске открыли 1 июля 1934 года. Линия связывала цементный завод "Пролетарий" с Кирилловкой и Мефодиевкой, позже она было продлена до цементного завода "Октябрь". По маршруту ходили шесть моторных и два прицепных вагона.
Еще 20 лет вагоны на конечных остановках не разворачивались. Водитель просто переходил из начала в хвост трамвая со скамейкой. Кондуктор сам подавал сигнал отправления, дуя в свисток.
В центре города трамвайные пути появились в 1940 году. Ходили они по улицам Исаева, Энгельса, Толстого, Лейтенанта Шмидта. Проезд тогда стоил 10 копеек. Те же извозчики брали гораздо больше - от 3 до 5 рублей. Поэтому трамвай пользовался популярностью. Перед Великой Отечественной войной общая протяженность линий в Новороссийске составляла 11,7 километров, имелось два трамвайных хозяйства. После войны оба были уничтожены.
Восстановить удалось не все
После Великой Отечественной войны в Новороссийске началось восстановление трамвайных хозяйств, но из-за больших разрушений маршрут в центре города так и не удалось восстановить. В восточной части трамвай вновь запустили 10 августа 1946 года, в ноябре 1947 движение было полностью остановлено на целый год из-за поломок.
За 1939 год трамваи в Новороссийске перевезли порядка 5 072 400 пассажиров, в 1941 году- 7 558 300 человек. А 1946 году трамваем воспользовались всего лишь 722 000 новороссийцев.
Самый большой пик развития трамвайного движения в Новороссийске пришелся на 1957 год. В это время участок на Мефодиевке продлили на 644 метра между улицами Васенко и Гражданской. Там построили станцию, где оставляли вагоны. Путь от завода «Октябрь» до Мефодиевки занимал двадцать четыре минуты. На отдых водителю и кондуктору давалось всего восемь минут.
Трамвай стал финансово невыгодным, его заменил троллейбус
Начиная с 60-х годов Новороссийск стал терпеть убытки от работы "двуногих зайцев". В 1960 году они составили 35 500 рублей, а в 1962 году - 48 600. В 1964 году 400 000 пассажиров оторвали билеты при бескондукторном обслуживании, но не заплатили за проезд. На тот момент это были очень большие деньги и потери. Власти принимают решение запустить троллейбусное движение. Провода протянули в центре города еще в 1961 году, но открытие сообщения долго откладывалось, поэтому трамваи существовали вплоть до 1969 года.
В последние годы работы кондукторы всеми силами старались привлечь людей. В итоге, они придумали новую фишку и начали рассказывали пассажирам, какой дефицит выбросили в магазинах по линии трамвая.
Постановление "О закрытии трамвайного движения в Новороссийске" Совет Министров РСФСР принял 31 октября 1969 года.
Один вагон трамвая был вывезен в дачный массив в окрестностях Новороссийска. Он долго долго там существовал в качестве дачного домика.