От беспорядка к правилам: как велосипедистов Новороссийска приучили к порядку в начале ХХ века
- 09:30 22 января
- 0+
- Виктория Корчуганова
Местный краевед рассказал об истории развитии велодвижения в городе-герое.
На рубеже XIX и XX веков велосипеды начали приобретать популярность в Новороссийске и Черноморской губернии. Однако новое транспортное средство принесло немало неудобств горожанам. Из-за отсутствия правил дорожного движения владельцы велосипедов часто становились причиной столкновений с пешеходами, что вызывало волну жалоб в канцелярии губернатора. Об этом рассказал историк в телеграм-канале «Город у моря: история и культура Новороссийска».
Весной 1900 года губернатор поручил городскому голове разработать и внедрить правила для велосипедистов. Уже в октябре того же года Новороссийская городская Дума приняла постановление «О порядке езды по городу Новороссийску на велосипедах». Согласно новому документу, ездить на велосипеде могли только те, кто оплатил годовой сбор в размере 5 рублей, а также сдал экзамен на умение управлять транспортом. Экзамен проводил городской полицмейстер, а свидетельства о праве на езду выдавались ежегодно. Важным условием стало ограничение для несовершеннолетних — до 15 лет велосипедисты свидетельства не получали.
Постановление также регламентировало поведение велосипедистов на дорогах. Они должны были двигаться по правой стороне проезжей части, как можно ближе к тротуару, а при объезде пешеходов и экипажей — только с левой стороны. В местах скопления людей и транспортных средств велосипедисты обязаны были сходить с велосипеда и вести его вручную. Также была запрещена езда по тротуарам и в городском саду.
Вскоре налог на велосипедистов был снижен до 1 рубль 50 копеек, что сделало велосипед более доступным и способствовало росту числа его владельцев. Среди первых энтузиастов велоездов были члены городской Думы, торговцы, промышленники, врачи и учителя.
С введением правил и налоговых изменений в Новороссийске началась новая эра для велосипедного движения, и город стал одним из первых, где был организован порядок для владельцев новых транспортных средств.