Наследие стен: подборка самых удивительных мозаик на фасадах зданий Новороссийска и их история

Наследие стен: подборка самых удивительных мозаик на фасадах зданий Новороссийска и их история

Яркие изображения моряков, гор и воодушевляющей атмосферы города-героя.

Новороссийск обладает уникальным мозаичным наследием. Город-герой, активно строящийся в послевоенный период, получил новый облик с архитектурным ансамблем жилых домов, административных зданий, общественных пространств. Мозаики показывали то, за что Новороссийск любили его жители.

К сожалению, в 2000-е годы часть мозаичного наследия Новороссийска была уничтожена. Созданные в эпоху СССР мозаики воспринимались как нечто устаревшее, пережиток коммунистического прошлого, не являющийся историко-культурной ценностью. Однако в последнее время в России происходит переосмысление мозаичного наследия. Данная публикация ставит своей целью не только популяризировать советскую мозаику Новороссийска, но и привлечь внимание горожан и собственников объектов с мозаикой к её сохранению. И, конечно, это дань памяти и уважения художникам, вложивших колоссальный труд в создание мозаики.

Редакция НАШЕЙ поговорила с Евгением Павловичем Мосиенко - специалистом по защите культурного наследия, краеведом, общественным деятелем, автором и со-организатором различных культурно-просветительских независимых проектов, который и рассказал нам о мозаичных постройках нашего города.

Советский союз

Мозаика встречает прибывающих в город по Анапскому шоссе. На фасадах трех домов 62, 64, 66 в 1974 году были сделаны монументальные работы художником Итяксов (Итаксов) Петром Васильевичем.

В 1974 году Петр Итяксов приехал в Новороссийск. Здесь, на склоне холма, он построил свой дом, верхний этаж которого, окнами обращенный к морю, превратил в мастерскую. По словам очевидцев, мозаика в этом доме везде – на полу, стенах и в подвале. На мозаиках были представлены различные сюжеты, касающиеся города. Воин-освободитель отражает тему Великой Отечественной войны, которая очень сильно затронула Новороссийск. На соседнем фасаде фигура инженера-рабочего, «управляющего» техническим прогрессом, демонстрирует Новороссийск как развивающийся индустриальный центр. Важную роль в прошлом черноморского города сыграла и Гражданская война. Ей посвящен сюжет на третьем здании.

- Со временем части мозаик начали осыпаться. Было принято решение частично сохранить мозаику, а часть просто нарисовать. Мозаику на тему Гражданской войны полностью нарисовали. У других мозаик нарисованными оказались утраченные участки. Такой подход не является реставрацией и демонстрирует, что надо бережно относиться к существующему мозаичному наследию, привлекая для работы с ним профильных специалистов, - рассказал Евгений.

Ближе к центру города, на улице Мира также на фасаде жилого дома есть уникальная работа - настоящее произведение искусства, сохранившееся до наших дней. Автором вероятно был Трапицын (Тропицын) Константин Николаевич. Здесь иллюстрировано развитие отечественного флота от Петра Великого до советских лет, а также портовый характер города! С помощью сграффито, тессеров разной фракции, сложных геометрических линий и объёмов художник создал великолепную, масштабную работу.

Если по улице Мира отправиться в сторону порта, то на территории бывшего Хладокомбината можно обнаружить ещё один мозаичный артефакт – «рекламную» надпись Министерства торговли РСФСР «РОСМЯСОМОЛТОРГ». Ломаная керамическая плитка, мозаичные тессеры - работа небольшая, но редкая в эпоху баннеров и пластиковых конструкций. Вряд ли в наше время какое-нибудь министерство закажет себе вывеску из мозаики.

Неподалеку у Лесного порта располагается интересная мозаика – она частично скрыта деревьями, расположена в транзитном месте, поэтому на неё обращают мало внимания. А она того стоит. Содержит приятные глазу оттенки смальты, уложенной в плавные узоры. Неизвестный автор изобразил в большом размере лица моряков из разных стран, континенты, парусники, чаек - то, что характерно для портового города. Скорей всего мозаика создавалась прямо на месте, на стене, и художник творил, окруженный портовым ритмом города.

На другом берегу реки Цемес, на остановке у больницы моряков сохранилась прекрасная мозаика! В мозаичный узор круглой формы вписаны брутальные трубы цементных заводов, портовые доки и стоящие в них суда. Это мозаика о Новороссийске и для новороссийцев напоминает вышедшим из больницы морякам, что их ждёт родная гавань.

Остановочный павильон у цемзавода «Новоросцемент», который остался последним в своем роде в городе, также выполнен из мозаики. Виртуозная работа! Геометрические мозаичные узоры и оттенки тессеров отсылают к искусству авангарда 1920-х годов. Одновременно с этим, сливаясь в рисунке, угадываются солнечные лучи, морские волны, парусники и закаты. Авторство, к сожалению, неизвестно.

Тематика цементной промышленности представлена в единственном в стране и, наверное, в мире, Музее цемента, располагающимся по адресу улица Сухумское шоссе, 60/5. Отдельным элементом экспозиции, заслуживающей высочайшего внимания, является оформление музея. Его авторами стали семья художников - Тамара Николаевна и Андрей Иванович Сомовы. Художники использовали в работе смальту и мергель (горная порода, участвующая в производстве цемента) с разных заводов страны! В панно отражён процесс обжига - в самом центре цемент, пламя, круглая оболочка печи для обжига, рекуператор. А в верхней части - горы, море образ мест добычи сырья и производства. Мозаика - один из символов музея, одна из деталей великолепного и продуманного интерьера!

В Доме-музее Островского на улице Власенко, 21 интерьер тоже заслуживает внимания. В нём сохранилось декоративное панно на плитке с пейзажами города разных периодов - первой и второй половины XX века. Известный в городе подземный переход (он же единственный) обладает достопримечательностью, которую удалось сохранить и отреставрировать во время капитального ремонта объекта пешеходной инфраструктуры. На одной из стен располагается декоративное панно из керамической плитки. Автор Константин Тропицын посвятил свою работу Новороссийску. Он изобразил Чёрное море, разные поколения моряков, порт и портовых рабочих, историческую пристань.

- Некоторое время назад Новороссийскгоргаз уничтожил несколько оригинальных интересных мозаик, которые редкость для страны. Речь идёт о мозаичном оформлении газовых будок. Мозаики, созданные вероятно в 1980-е годы, были на тему безопасности управления газовыми приборами. К сожалению, они были покрыты штукатуркой и утрачены для обозрения. Волонтёры проекта «Наследие стен», куратором которого являюсь я, провели акцию по привлечению внимания к сохранению вероятно последней газовой будки с мозаичными оформлением. Удалось её очистить от аэрозоли вандалов и краски коммунальных служб. Такие мозаичные реликты необходимо сохранять, в том числе для поддержки интереса к городской истории и наследию для будущих поколений, поделился Евгений Мосиенко.

Здание морвокзала «элитно» украсили очень стильной и сложной интерьерной мозаикой из смальты. Великолепная работа посвящена Новороссийским пароходам, чайкам, кранам, парусникам, судну на подводных крыльях и многому другому. Мозаика является ценнейшим достоянием вокзала.

А что с современной мозаикой в Новороссийске?

В 2004 году в городе появился удивительный дом. Как говорит его владелец Валерий Викторович, для облицовки фасада было использовано около 3 000 000 кусочков смальты! Работы проводились местными художниками.

На берегу моря, по адресу Набережная имени Адмирала Серебрякова, 53Б на здании храма Храм Петра и Февронии Муромских чудотворцев в 2018-2019 годы талантливыми московскими художниками-монументалистами были созданы мозаики на тему Святых.

Появляются в Новороссийске и новые мозики в виде маленьких городских интервенций стараниями художницы-мозаичистки Софии Легостаевоей. Занимаясь интерьерной мозаикой, София своими работами старается оживлять городские пространства.

На стенах зданий и построек Новороссийска было много мозаик, созданных в 1970-1980-е годы. До наших дней сохранились не все, и о некоторых удалось рассказать в этой публикации.

Мозаики - это часть истории города, истории людей их создававших, это память и приятные воспоминания для жителей, это эстетика пространства и то, что формирует индивидуальный облик города. Это то наследие, которое необходимо сохранять и любить.

Возможно, в эту статью вошли не все мозаики, сохранившиеся в Новороссийске на 2023 год. Поэтому, если у вас есть информация о других существующих мозаиках и их авторах, а также редкие архивные фото, Евгений Мосиенко будет очень признателен за информацию.

Письмо можно отправить на адрес wallsheritage@mail.ru