Путешествие по заброшенным и уже снесенным заводам Новороссийска: 10 фото

Индустриальный турист поделился уникальными снимками.

Индустриальный турист поделился уникальными снимками.

Индустриальный турист из Новороссийска Константин Жмышенко побывал на многих заброшенных заводах города. Некоторые предприятия уже снесены. Фотограф поделился уникальным снимками, которые уже сейчас можно смело назвать историей.

Цемзавод «Октябрь»

Завод был основан в 1898 году обществом портландцемента «Цепь». В 1920 году после освобождения города от белогвардейцев цемзавод «Цепь» был национализирован, с февраля 1922 года передан в ведение государственного объединения Северо-Кавказских цементных и шиферных заводов «Новоросцемент». 6 ноября 1922 года цемзавод получил название «Октябрь». В эксплуатацию он был пущен лишь 18 июля 1925 года – после восстановления. «Октябрь» стал одним из передовых и эффективных производств цемента в мире. На пике он производил более 2 миллионов тонн цемента в год. С 2014 года завод заброшен.

Новороссийский вагоноремонтный завод (НВРЗ)

Новороссийский вагоноремонтный завод основан в 1892 году на базе железнодорожных мастерских, выделенных из состава элеватора. Уже в 1897 году было отремонтировано и сдано в эксплуатацию 208 грузовых вагонов. В дни Великой Отечественной войны завод работал под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!». В 1941 году было отремонтировано 1800 грузовых и 592 пассажирских вагонов. В 1943 году завод был практически полностью разрушен, не уцелело ни одного здания. За несколько лет НВРЗ восстановили практически с нуля. В 1948 году завод стал специализироваться на ремонте изотермических вагонов.

НВРЗ прекратил свою деятельность в конце 2016 года. Более 400 человек были уволены. Собственник завода АО «Вагонреммаш» официально сообщил, что завод закрывается из-за нехватки заказов. Территорию предприятия площадью несколько гектаров, а также объекты движимого и недвижимого имущества приобрел Новороссийский морской торговый порт за 29 миллионов долларов. Сделка была совершена с целью дальнейшего строительства перевалки растительных масел. В 2021 году НВРЗ снесли.

Завод «Красный двигатель»

История новороссийского завода «Красный двигатель» началась с открытия в 1899 году небольшого предприятия «Меллер и Лэмпе и КO». В начале 1927 года, после освоения производства двухтактных нефтяных двигателей, заводу было присвоено название "Красный Двигатель". С 1929 года началась реконструкция завода. Начиная с этого времени "Красный Двигатель" специализируется на производстве запасных частей для отечественных и зарубежных тракторов. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны завод производил военную продукцию и вооружение. За послевоенный период произошли большие изменения в номенклатуре и объемах выпускаемой продукции. Завод был оснащен новыми импортными линиями для гильзового и поршневого производства. Осуществлялись поставки продукции в 74 страны мира.

В сентябре 2004 года остановились основные цеха "Красного двигателя". Началось накопление задолженности по оплате труда работникам предприятия.

Автор фото: Константин Жмышенко.