Немцы называли его «черный зверь»: история самолета, который защищал Новороссийск, а спустя 30 лет стал памятником

Немцы называли его «черный зверь»: история самолета, который защищал Новороссийск, а спустя 30 лет стал памятником

«Штурмовик ИЛ-2» подняли со дна моря под Новороссийском: это один из самых целых и хорошо сохранившихся мемориалов

В Новороссийске в начале улицы Героев-Десантников установлен военный памятник «Штурмовик ИЛ-2». Историк Игорь Гусенин рассказал, что этот самолет – не просто мемориал, он тесно связан с историй города. Штурмовик воевал в небе над Малой Землей и был сбит в апрельских боях. Упал он в море в районе Сухой Щели, экипаж самолета погиб.

В начале 70-х годов, когда началось строительство ведомственных баз отдыха, водолазы обследовали дно, и наткнулись на почти целиком сохранившийся самолет. Там даже половина боезапасов сохранилась, уточняет историк. Было принято решение его поднять, но ходе непростой операции у самолета отвалилась хвостовая часть. Ее поднимали отдельно по просьбе летчика Владимира Коккинаки. В 1974 году штурмовик поставили на выставку боевой техники. Но он стал быстро разрушаться из-за агрессивной окружающей среды и воздействия кислорода. Тогда в 1977 году самолет отвезли на судоремонтный завод, отреставрировали и 28 марта 1980 года его поставили на постамент в начале улицы Героев-Десантников. Согласно проекту, над самолетом должен был быть защитный стеклянный купол, но ему так и не суждено было появиться.

- Это самый массовый штурмовик, который воевал в годы Великой Отечественной войны. Его было выпущено около 36 тысяч экземпляров. У него есть прозвище «летающий танк», «летающая крепость». Немцы называли его «черный зверь». Штурмовик – это попытка найти баланс между истребителем – максимальная скорость и минимальная бомбовая нагрузка и бомбардировщиком – максимальная бомбовая нагрузка и минимальная скорость. У нашего самолета есть кабина для стрелка-радиста, это одна из последней модификации штурмовика ИЛ-2. Первые самолеты не имели такой кабины, и если немецкий истребитель заходил с задней полусферы, летчик оказывался без защиты. Ведь если штурмовик зайдет в пике, он просто развалится от перегруза. Наши летчики «лепили» сзади на самолеты «пугачи» - палки, швабры, что угодно, чтобы издалека это было похоже на пулемет. Позже конструкцию доработали, и самолет оснастили пулеметом. Интересно, на нашем самолете его нет, хотя должен быть, - рассказывает Игорь Гусенин.

Самолет пережил несколько реконструкций. После очередного норд-оста в 2010-х годах он сломался поперек фюзеляжа. Но, тем не менее, на сегодняшний день это один из самых целых реконструированных памятников.

...

  • 0

Популярное

Последние новости