Большегрузы, отсутствие воды и освещения: нерешенные проблемы Новороссийска, которые были и сто лет назад

Большегрузы, отсутствие воды и освещения: нерешенные проблемы Новороссийска, которые были и сто лет назад

Тот случай, когда фраза "раньше было лучше" не подходит. Потому что было также! Или почти...

Ежедневно новороссийцы отправляют жалобы в редакцию "Нашей Газеты" или публикуют их в социальных сетях. Но многие даже не подозревают, что большая часть из них берет корни из вековой (!) истории города. Мы сделали подборку извечных проблем, с которыми сталкивались ваши бабушки, дедушки и их родители.

"На улицах темно" - почти полтора века назад в Новороссийске установили первые 15 керосиновых фонаря

Местные и по сей день жалуются на отсутствие освещения в некоторых районах города и в пригороде. До 1874 года фонарей вообще не было! Первые пятнадцать установок в Новороссийске появились при полицмейстере Евстафии Ивановиче Петренко. Эта должность - некий прообраз нынешнего главы города. Летом того года полиция города заключила договор с анапским "подрядчиком" Шлейхелем на установку керосиновых фонарей на набережной. Сами понимаете, света они давали не много, но хотя бы создавали какие-никакие блики для прохожих.

"Большегрузы раздалбывают дороги!" - раньше этим грешили конные экипажи

Борьба местных жителей с перевозками тяжеловесных грузов в Новороссийске берет истоки с начала двадцатого века. Активисты, пора записать эту дату в городской календарь проблем! В 1903 году люди составляли жалобы на конные экипажи, которые буквально уничтожали мощение улиц. Приведем отрывок из газеты «Черноморское побережье» № 374 от 21 апреля 1903 года:

-При замощении Воронцовской (сегодня - улица Карла Маркса) улицы, по нашему мнению, допускается некоторое техническое упущение. После нивелировки улицы по полотну ея производилось конное движение, благодаря которому образовывались рытвины и выбоины. Теперь, при замощении, места с нарушенным полотном не затрамбовываются плотно, засыпаются щебнем и сверху кладется на песочной постели мостовая. После открытия движения по мостовой нужно ожидать, что тяжелыми экипажами, в особенности, фурами с вином, рыбой и т.п. грузами, идущими по Воронцовской улице к гавани, на местах выбоин мостовая скоро даст осадку. Необходимо мостовой комиссии теперь же обратить на это обстоятельство внимание и ввести утрамбование ухабов и рытвин, так как этим можно предупредить дефекты мощения и на Раевской улице.

"Эти дрифтеры просто достали!" - в 1910 году машины пугали лошадей дымом и раздражали прохожих

Судя по всему, на автомобилистов начали жаловаться ровно с момента создания автомобилей. По крайней мере, так случилось в Новороссийске в начале 20-го века. Новый вид транспорта пугал лошадей и раздражал прохожих. Люди массово жаловались на шоферов. Тогда губернатор Черноморской губернии выпустил "Обязательные постановления о езде по Новороссийску на автомобилях". Согласно документы, было необходимо пройти тщательное "ТО" автомобиля и получить персональное разрешение на езду по городу.

"Снова нет воды!" - раньше ее вообще не было, совсем

Новороссийск - город у воды, но без нее. Точнее - без пресной. У города катастрофически мало собственных источников, которые максимально зависят от погодных условий. Проблемы с нехваткой ресурса были здесь со дня основания. В 19 веке воду в наш город возили железной дорогой из Верхнебаканского и Пенайской Щели. В 1888 году впервые был поднят вопрос строительства городского водопровода. Но так как артезианской скважины не нашли, пришлось пробить штольню в ущелье Мархотского хребта протяженностью 800 метров. Это не решило проблему. Местные жители добывали воду из колодцев, но она была практически непригодна для питья. Первая водопроводная система в Новоросийске была протянута в 1901 году от Вербовой балки. В советское время воду в город привозили даже на танкерах! Но и этого было недостаточно для разрастающегося города. Ну что, ничего не напоминает?

Новороссийск - город с богатой историей, город-герой и город-труженик. Порой его приходится любить вопреки, мириться с неудобствами и несправедливостью. Но одно мы знаем точно - пока здесь живут люди, неравнодушные к судьбе своей малой родины, у него есть светлое будущее.