Большегрузы, отсутствие воды и освещения: нерешенные проблемы Новороссийска, которые были и сто лет назад

Тот случай, когда фраза "раньше было лучше" не подходит. Потому что было также! Или почти...

Тот случай, когда фраза "раньше было лучше" не подходит. Потому что было также! Или почти...

Ежедневно новороссийцы отправляют жалобы в редакцию "Нашей Газеты" или публикуют их в социальных сетях. Но многие даже не подозревают, что большая часть из них берет корни из вековой (!) истории города. Мы сделали подборку извечных проблем, с которыми сталкивались ваши бабушки, дедушки и их родители.

"На улицах темно" - почти полтора века назад в Новороссийске установили первые 15 керосиновых фонарей

Местные и по сей день жалуются на отсутствие освещения в некоторых районах города и в пригороде. До 1874 года фонарей вообще не было! Первые пятнадцать установок в Новороссийске появились при полицмейстере Евстафии Ивановиче Петренко. Эта должность - некий прообраз нынешнего главы города. Летом того года полиция города заключила договор с анапским "подрядчиком" Шлейхелем на установку керосиновых фонарей на набережной. Сами понимаете, света они давали не много, но хотя бы создавали какие-никакие блики для прохожих.

"Большегрузы раздалбывают дороги!" - раньше этим грешили конные экипажи

Борьба местных жителей с перевозками тяжеловесных грузов в Новороссийске берет истоки с начала двадцатого века. Активисты, пора записать эту дату в городской календарь проблем! В 1903 году люди составляли жалобы на конные экипажи, которые буквально уничтожали мощение улиц. Приведем отрывок из газеты «Черноморское побережье» № 374 от 21 апреля 1903 года:

-При замощении Воронцовской (сегодня - улица Карла Маркса) улицы, по нашему мнению, допускается некоторое техническое упущение. После нивелировки улицы по полотну ея производилось конное движение, благодаря которому образовывались рытвины и выбоины. Теперь, при замощении, места с нарушенным полотном не затрамбовываются плотно, засыпаются щебнем и сверху кладется на песочной постели мостовая. После открытия движения по мостовой нужно ожидать, что тяжелыми экипажами, в особенности, фурами с вином, рыбой и т.п. грузами, идущими по Воронцовской улице к гавани, на местах выбоин мостовая скоро даст осадку. Необходимо мостовой комиссии теперь же обратить на это обстоятельство внимание и ввести утрамбование ухабов и рытвин, так как этим можно предупредить дефекты мощения и на Раевской улице.

"Эти дрифтеры просто достали!" - в 1910 году машины пугали лошадей дымом и раздражали прохожих

Судя по всему, на автомобилистов начали жаловаться ровно с момента создания автомобилей. По крайней мере, так случилось в Новороссийске в начале 20-го века. Новый вид транспорта пугал лошадей и раздражал прохожих. Люди массово жаловались на шоферов. Тогда губернатор Черноморской губернии выпустил "Обязательные постановления о езде по Новороссийску на автомобилях". Согласно документы, было необходимо пройти тщательное "ТО" автомобиля и получить персональное разрешение на езду по городу.

"Снова нет воды!" - раньше ее вообще не было, совсем

Новороссийск - город у воды, но без нее. Точнее - без пресной. У города катастрофически мало собственных источников, которые максимально зависят от погодных условий. Проблемы с нехваткой ресурса были здесь со дня основания. В 19 веке воду в наш город возили железной дорогой из Верхнебаканского и Пенайской Щели. В 1888 году впервые был поднят вопрос строительства городского водопровода. Но так как артезианской скважины не нашли, пришлось пробить штольню в ущелье Мархотского хребта протяженностью 800 метров. Это не решило проблему. Местные жители добывали воду из колодцев, но она была практически непригодна для питья. Первая водопроводная система в Новоросийске была протянута в 1901 году от Вербовой балки. В советское время воду в город привозили даже на танкерах! Но и этого было недостаточно для разрастающегося города. Ну что, ничего не напоминает?

Новороссийск - город с богатой историей, город-герой и город-труженик. Порой его приходится любить вопреки, мириться с неудобствами и несправедливостью. Но одно мы знаем точно - пока здесь живут люди, неравнодушные к судьбе своей малой родины, у него есть светлое будущее.