Статуэтки Богов ΙI века до нашей эры, осколки надгробий и мечи древних всадников: интересные экспонаты новороссийского исторического музея-заповедника

Зачем гнули мечи воинов-всадников в I веке? Что обозначает фигура всадника на...

Зачем гнули мечи воинов-всадников в I веке? Что обозначает фигура всадника на древнем надгробии? А изображение дракона на подвеске VIII века? Об этом и многом другом рассказали сотрудники учреждения культуры.

Бытует мнение, что музей – это скучно. Чтобы сломать стереотип, сотрудники новороссийского исторического музея-заповедника рассказали о нескольких интересных экспонатах, которые хранятся в фондах учреждения культуры. От них так и веет древностью, неразгаданными загадками и великими тайнами истории.

Терракотовая статуэтка Геракла, ΙI век до нашей эры

Терракотовые статуэтки представляют собой античную скульптуру малых форм. Слово «терракота» происходит от латинских слов «terra» - земля, глина «cotta» - обожженная. Терракоты дают представление о быте и идеологии граждан, позволяют проследить, какие культы были наиболее распространенными, к покровительству каких олимпийских божеств прежде всего обращались граждане в своей повседневной жизни. В фондах довоенного музея сохранилось три терракотовые статуэтки, одна из них - статуэтка Геракла. Она представляет собой стоящую фигуру Геракла в львиной шкуре с завязанными на груди лапами, правой рукой опирается на палицу, левая рука согнута в локте.

Каменное надгробие, I-ΙI века

Это фрагмент многоярусной погребальной стелы, сохранился один рельеф. Всадник, сидящий на спокойно стоящем коне, в боспорской пластике, представляет сцену, действие которой ещё не окончено. Наездник находится лишь у пределов загробного мира, он ещё не принял от слуги священное питьё и не выпил его, он только на пороге нового бытия. Цель подобного изображения не только запечатлеть прибытие всадника к тому месту, где его встретит божество, но показать его пространственную и временную отдалённость. Находящийся за пределами реальной жизни мир, к которому приближается всадник, имеет иные формы бытия, иной счёт времени. Там время – вечность, представленная в образе вечного пира, жизнь без конца. Загробный въезд – образ пути в вечность, метафора перехода в бессмертие.

Мраморная статуэтка Афродиты с Эротом, I-ΙI века

Появление в коллекции статуэтки Афродиты с Эротом связано со строительством в 1931 году гостиницы «Пятилетка» в Анапе, где было найдено несколько предметов из мрамора, которые были переданы в новороссийский музей. Афродита изображена полуобнажённой, стоящей опёршись на правую ногу, левая нога согнута в колене. От головы, которая была склонена вправо, остались две пряди волос. Нижняя часть тела задрапирована спадающей до пола накидкой. Левая рука с одетым в плечевой части браслетом пытается придержать Эрота, который в свою очередь правыми крылом и рукой обнимает её талию, а левую руку держит в области её живота. Эрот изображён в виде пухленького мальчика с маленькими крылышками, смотрящего прямо в пространство перед богиней. Лицо круглое, волосы кучерявые, черты лица мягкие. За левой ногой Афродиты, за спадающей накидкой, стоит столовая амфора.

Подвеска с драконом, VIII-IX века

Этот дракон был найден дважды. Первый раз, когда подвеска с петелькой и неясным изображением была обнаружена при раскопках средневекового могильника на реке Дюрсо в 1974 году. А второй раз, когда после недавней реставрации выявился облик дракона. Прорезное изображение дракона заключено в овальную рамку. Существо лежит, опершись на лапы, рогатая голова на короткой шее приподнята, пасть широко раскрыта, крылья прижаты, задняя часть туловища свилось в кольцо. Подобные сказочные образы редки и встречаются в синхронных и более поздних памятниках искусства раннесредневековых кочевников Евразийской степи VΙΙΙ - Х веков. Полная аналогия нашей подвески была найдена в Поволжье.

Изображение дракона можно объяснить через древние представления в сфере календарной и астрономической символики. Так, в китайском словаре «Шоу Вэна» говорится: «Дракон в день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну, покрывается грязью».

Мечи всадников, Цемдолинский некрополь I – III века

Цемдолинский некрополь был исследован в 1991 году. Учёные связывают его с аспургианами – воинами-всадниками на службе боспорских царей. Большинство мечей, обнаруженных в Цемдолинском некрополе, относятся к категории «длинных всаднических» мечей с рукоятью без навершия и перекрестия. Длинные мечи помещали, как правило, справа от тела погребенного. Символичность меча в погребальном ритуале аспургиан доказывают факты преднамеренной порчи (сгибания) клинков. Как показали исследования, чтобы согнуть закаленные стальные клинки, потребовалось подвергнуть их вторичному нагреванию.