Мазут с затонувших танкеров продолжает загрязнять Черное море
- 5 сентября 17:27
- administrator

Черноморскому побережью вновь не повезло.
На протяжении нескольких последних дней на береговой линии от Анапы до Тамани регистрируются выбросы мазута. Параллельно возникли данные о разливе нефти во время погрузки танкера на терминале Каспийского трубопроводного консорциума. Однако если во второй ситуации инцидент был устранен оперативно и без ущерба, то суда в Керченском заливе продолжают напоминать о себе, как сообщает «Московский комсомолец – Кубань».
Как проинформировали несколько анапских и новороссийских телеграм-каналов, волонтеры штаба «Дельфины» перешли на усиленный график работы. Каждый день они собирают от 60 до 80 мешков мазута. За период с 2 по 3 сентября был очищен приблизительно один километр берега, собрано 290 мешков грунта, загрязненного мазутом.
Мазут имеет фундаментальное отличие от нефти. В отличие от нефти, которая легче воды, мазут обладает большей плотностью и, как следствие, оседает на донную поверхность. Незначительные нефтяные пятна на водной глади в настоящее время ликвидируются полностью на протяжении нескольких часов при помощи боновых заграждений и специализированных судов-сборщиков водонефтяной смеси, находящейся на поверхности.
К примеру, от утечки 30 куб. метров нефти 29 августа в процессе заправки танкера КТК не осталось никаких признаков, детальные исследования продемонстрировали отсутствие следов нефтепродуктов в морской воде и на береговой линии в радиусе до 10 километров от места инцидента.
Администрация города Новороссийска накануне сделала заявление: «Сотрудники управления курортов и туризма осуществили тщательный осмотр пляжных зон и прибрежных территорий города. При этом дополнительное внимание было уделено обнаружению симптомов загрязнения, к примеру, маслянистых разводов на воде… Итоги мониторинга … продемонстрировали отсутствие загрязнения нефтепродуктами или нефтью береговой полосы, акватории, а также испачканной нефтью или нефтесодержащими жидкостями флоры и фауны Чёрного моря».
Не получили подтверждения и отдельные провокационные публикации от ряда телеграм-каналов о якобы огромном нефтяном пятне, распространяющемся в море и угрожающем прибрежным пляжам. ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предоставило исчерпывающие комментарии относительно появившихся фейков.
К сожалению, информация, касающаяся мазута, подобного опровержения не имеет. Затонувшие в декабре танкеры Волгонефть-212 и Волгонефть-239 перевозили на борту 9,2 тыс. тонн мазута марки 100, из которых, согласно заявлениям представителей властей, в трюмах осталось 3,9 тыс. тонн.
В марте правительственная комиссия одобрила план подъема частей двух затонувших судов. Фрагменты кораблей планируется изначально накрыть специальными куполами-коффердамами, чтобы предотвратить проникновение нефтепродуктов в акваторию, и лишь после этого начать процесс откачки мазута. На проектирование, производство и монтаж коффердамов государством уже выделено 8,5 млрд рублей.
Мазут марки 100 всего на 1,5% плотнее воды, поэтому любые подводные течения с легкостью поднимают его на поверхность. Помимо этого, при температуре ниже +25°С он начинает процесс желирования, что разъясняет, почему на песке и в воде выявляются фракции мазута величиной от 3 до 5 сантиметров. Подобные сгустки мазута были обнаружены на побережье от порта «Тамань» до мыса Железный Рог. А также вблизи Новороссийска. Нефть свойством желирования не обладает.
В Анапе с морского дна в районе поселка Джемете в период с 25 августа по 3 сентября было поднято в сумме 337 мешков, наполненных грунтом с примесью мазута. Работы по очистке морского дна от опасных нефтепродуктов приближались к финалу. В последний день операций, 3 сентября, водолазы в акватории пирса выявили, собрали и переместили на берег очередные 15 мешков с загрязненной почвой. О чем и был проинформирован краевой оперативный штаб.
Затонувшие танкеры расположены на глубине около 20 метров. Поэтому морские течения в данной местности могут унести медленно всплывающие сгустки мазута на значительные расстояния от места крушения.
Все работы по откачке мазута намечено завершить до начала осенних штормов, которые способны распространить находящийся у дна мазут на десятки километров вдоль береговой линии.
