Из Новороссийска в Абрау-Дюрсо на электричке, а в Сухуми на троллейбусе: нереализованные транспортные проекты

Лекцию на эту тему прочитал известный новороссийский историк Игорь Гусенин,...

Лекцию на эту тему прочитал известный новороссийский историк Игорь Гусенин, основатель туристического сообщества «Провинция», которое организует увлекательные экскурсии по городу и окрестностям.

В Новороссийске еще до начала первой мировой войны разрабатывались амбициозные транспортные проекты, которые могли бы в корне изменить инфраструктуру современного города-героя. Но история не терпит сослагательного наклонения. Эти проекты так и не были воплощены.

Проект «конки»

В 1894 году разработали проект конно-железной дороги, которая должна была проходить от городского сквера (современная парковая аллея в районе улицы Свободы) до железнодорожного вокзала, цементного завода и порта. По ней планировалось пустить открытые и закрытые вагоны со скоростью 13 километров в час.

«Конка» могла бы в будущем эволюционировать в трамвайное движение. Но ее так и не построили. Причина проста: городская дума не пошла навстречу предпринимателю, разработавшему проект. Власти были не против строительства, но участвовать в нем не хотели. Концессионер должен был даже за свой счет мостить дорогу под «конку», не говоря уже обо всех остальных затратах и ответственности. Предприниматель подумал и решил, что ему это не выгодно, проект свернулся.

Проект железной дороги в Абрау-Дюрсо

Проект железной дороги из Новороссийска в Абрау-Дюрсо был разработан в 1913 году. И если бы его реализовали, мы бы сейчас могли ездить к озеру на электричке. Железная дорога должна была проходить от морвокзала (пересечение улиц Мира и Свободы) через Суджукскую лагуну, Мысхако, Широкую Балку, Озерейку и заворачивать в Абрау-Дюрсо. Железная дорога нужная была, чтобы транспортировать виноград и другие грузы. Проект был детально проработан, проведены изыскательные работы, но началась первая мировая война, которая изменила планы.

Стоит отметить, что одна чать из этого проекта все же существовала: речь о железнодорожной ветке в Широкую балку. Она шла по пляжу, вокруг горы Колдун. Ее построила фирма инженера Андрея Бунге, чтобы упростить вывоз материалов для строительства порта. Ветку строили наспех, не заботясь о подпорных стенах и укреплениях, потому что знали, что она временная. Просуществовала дорога с 1891 по 1894 год, затем ее частично разобрали.

Проект троллейбусной линии «Новороссийск-Сухуми»

Из Новороссийска в Сухуми на троллейбусе – сейчас это звучит, как фантастика. Но такой проект реально существовал, его разработал инженер Владимир Шуберский в 1902 году. Для функционирования троллейбусной линии протяженность. 435 километров он предлагал построить четыре гидроэлектростанции на горных реках. Троллейбусы смогли бы ездить со скоростью 28 километров в час. Таким образом, расстояние от Новороссийска до Сухуми без остановок можно было бы преодолеть за 15 часов, с учетом остановок – за 18 часов. Как бы троллейбусу удалось преодолеть серпантин, остается загадкой, так как и этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Источник: по материалам лекции новороссийского историка Игоря Гусенина.