Кладбище кораблей в акватории Цемеской бухты на дне Черного моря: самые трагичные катастрофы

Все эти корабли, как магнит, притягивают дайверов.Цемесская бухта считается одним из самых гиблых мест Черноморского побережья.

Максим Бессалый

Все эти корабли, как магнит, притягивают дайверов.

Цемесская бухта считается одним из самых гиблых мест Черноморского побережья. Здесь регулярно случаются не только необъяснимые явления, но и настоящие трагедии, в результате которых гибнут люди. Загадка бухты пока не раскрыта.

Линейный корабль «Свободная Россия» и миноносец «Громкий»

В июне 1918 года по приказу советской власти в Цемесской бухте Новороссийска был затоплен Черноморский флот. Из 17 судов были подняты 14, еде один – частично. Только одно судно удалось «реанимировать» и вернуть в строй. Но в 1942 году оно подорвалось на мине и затонуло. Сейчас на дне Черного моря остаётся эскадренный миноносец «Громкий», он находится в нескольких милях от Широкой Балки. А также линейный корабль «Свободная Россия». На момент затопления судну было всего четыре года. Он стойко выдержало три торпеды и пошло ко дну только после четвертого удара. Сейчас «Свободная Россия» залегает на глубине в 42 метра, рядом с ним до сих пор находятся снаряды. Периодически к линкору спускаются дайверы, однако доступ к трюмам небезопасен. В 2015 году при проникновении внутрь корабля погибли три профессиональных дайвера.

Канонерская лодка «Красная Грузия»

Ночью 28 февраля 1943 года у берегов Мысхако затонула канонерская лодка «Красная Грузия». Судно доставляло боеприпасы и солдат в район плацдарма «Малая земля» и забирал раненых. Во время очередной разгрузки началась атака фашистов, и «Красная Грзуия» получила удар в район кормы. Судно село на мель буквально в 40 метрах от берега.

Сухогруз «Сакко и Ванцетти»

15 апреля 1943 года грузовое судно «Сакко и Ванцетти» вышло из Геленджика в Туапсе. Буквально через 40 минут, в районе мыса «Толстый» сухогруз подорвался на донной мине. При взрыве корпус раскололся на две части, которые сейчас находятся на удалении пятисот метров друг от друга. Катастрофа унесла по разным данным жизни от сорока двух до шестидесяти четырех человек. Корабль находится на глубине 40 метров. Температура здесь составляет 9-12 градусов, видимость доходит до 15 метров. При хорошей погоде можно увидеть все детали этого огромного грузового парохода: открытые трюмы, подъемную машину на носу корабля, палубу. «Сакко и Ванцетти» стало одним из самых популярных объектов для дайвинга. Водоизмещение судна 1200 тонн, максимальная скорость сухогруза достигала 6,5 узлов.

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»

31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» вышел из Новороссийска в Сочи. Пассажиры отдыхали, а капитан Марков спокойно выводил корабль из бухты. Единственным судном, шедшим в порт в это время, был «Петр Васев», сухогруз с капитаном Ткаченко во главе. По до сих пор непонятным причинам суда столкнулись практически лоб в лоб. По официальным данным, погибли 423 человека – треть от общего числа находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. «Адмирал Нахимов» за 8 минут ушел на дно вместе со своими пассажирами, пополнив ряды затонувших кораблей в Черном море. Это происшествие стало крупнейшей катастрофой на Черном море в мирное время. «Адмирал Нахимов» в народе прозвали «русским «Титаником».

Сухогруз «Seamark»

21 февраля 2023 года кладбище кораблей Черного моря пополнил еще один сухогруз. В Цемесской бухте между Кабардинкой и Новороссийском затонуло судно «Seamark». Сухогрз под флагом Коморских островов раскололся на де части и стремительно пошел ко дну. Судно перевозило мраморную крошку. Удалось спасти 10 членов экипажа из 11, один моряк погиб.