Промышленный Новороссийск не превратить в курортный

26 апреля в администрации села Глебовское прошел круглый стол «Экология в...

26 апреля в администрации села Глебовское прошел круглый стол «Экология в условиях города-порта», на котором представители мэрии, профильных территориальных ведомств, депутаты Гордумы, ученые, эксперты, специалисты здравоохранения, эко-активисты, местные жители, журналисты и представители Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) обсудили вопросы экологической ситуации в городе.

В Новороссийске за последние несколько лет сильно выросло количество работающих предприятий. Город-герой является одним из самых инвестиционно привлекательных городов Краснодарского края. В экономику городаза последние пять лет власти смогли привлечь более 180 млрд рублей. Администрация продолжает разрабатывать меры поддержки предпринимателей для того, чтобы сделать город еще более привлекательным для инвесторов.

Город «пыхтит» – производит цемент и стройматериалы, перерабатывает резиновые покрышки, принимает международные грузовые суда, отправляет нефть – и этим живет. Живут и люди – количество машин и пробок в городе растет, побережье застраивается коттеджами – уровень качества жизни улучшается. Но у всего есть обратная сторона.

В последние месяцы участились жалобы населения на ухудшение качества атмосферного воздуха. Вызвано это вкупе работой многочисленных промышленных и транспортных предприятий. Часть обращений составляют жалобы на запахи меркаптанов – выбрасываемых балластных газов – с иностранныхтанкеров при загрузке их нефтью в 5 км от береговой линии в поселке Южная Озереевка Глебовского сельского округа. При ветре с моря эти газы достигают побережья и ощущаются жителями. В ходе встречи и.о. начальника отдела экологической безопасности администрации МО г. Новороссийск Олег Филатов сообщил, что мониторинг воздуха осуществляется в городе пятью постами, отбор проб ведется 24 часа в сутки. На жалобы населения реагирует Роспотребнадзор и регулярно отбирает пробы воздуха.При этом они соответствуют установленным законодательством нормам ПДК, подтвердил Андрей Шефер, начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Новороссийске.

Жителей, присутствовавших на встрече, возмутил факт увеличения норм ПДК за последние несколько лет, но закон – есть закон. За концентрациями в воздухе следят и сами жители. В начале этого года одно из предприятий города и участник круглого стола – Каспийский трубопроводный консорциум инициативно установил систему автоматического контроля качества воздуха на границе санитарно-защитной зоны своего Морского терминала иначала жилой застройки поселка Южная Озереевка. Как следует из данных на одном из сайтов компании, на соответствие нормам ПДК в составе атмосферного воздуха измеряются: предельные углеводороды С1-С5, предельные углеводороды С6-С10, предельные углеводороды С12-С19, толуол, бензол, ксилол, метилмеркаптан. Эти показатели, вкупе с температурой воздуха, скоростью ветра и его направлением, в открытом доступе отражает «Экоинформер» (https://cpc-online.ru/ecoinformer/). За время контроля КТК превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ не было.

Важная тема, которая волнует жителей – здоровье. Официально статистикой заверено, что заболеваний населения, вызванных вдыхаемыми запахами меркаптанов или иных продуктов нефтепереработки, не выявлено, что подтвердил главный врач ГБУЗ Амбулатория № 1 г. Новороссийска Александр Канакин. Он сказал, что с 2019 года роста онкозаболеваний в Новороссийском округе не зафиксировано, смертность осталась на прежнем уровне, а если смотреть в целом по краю, то в Глебовском округе люди статистически здоровее средних показателей края на 6,6%.

С докладом о составе паров нефти марки CPC Blend выступил известный ученый-биотехнолог, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Сергей Литвинец. Его институт занимался изучением именно нефти, перегоняемой КТК, у них ведется ряд разработок в этой области. Ученый объяснил, что запах смеси нефти КТК имеет сложный состав, включая в себя несколько частей: первая – это запах углеводородов, которые не чувствуются на расстоянии 10 метров; вторая – летучие вещества, в данном случае меркаптаны. Они и способны формировать гнилостный запах, подобный запаху разложения яичного белка. Однако организм человека заточен высокочувствительно к запаху меркаптанов. Непосредственно на источнике концентрация веществ будет примерно 10-8, на удалении до 10-2, и нос будет чувствовать этот запах, хотя до ПДК будет еще далеко.

Генеральный директор АНО«Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды», доктор биологических наук, судебно-медицинский эксперт по оценке рисков здоровью человека Юрий Карпенко подтвердил, что у меркаптанов есть раздражающий фактор, но с юридической точки зрения угроз жизни населения нет. «Как судебный эксперт хочу сказать: есть ли угроза жизни населению? Нет. Компания, как мы видим, выполняет все контрольные требования. Есть ли угроза здоровью? – нет. Я подчеркиваю и несу ответственность за свои слова», - сказал г-н Карпенко.

В ходе дискуссии представители администрации города, ученые, экологические активисты и местные жители пытались найти решение вопросов рекуперации паров с нефтеналивных судов, возможные инновации и законодательные инициативы. Но все упирается в технические возможности, а точнее – их отсутствие. Как авторитетно прозвучало, в мире на сегодня еще не создано технологии рекуперации газов с танкеров при наливе на ВПУ (именно такая схема погрузки реализована в КТК).

В некоторых портах танкерные емкости при загрузке танкеров соединяются гибкими трубами со специальными устройствами-рекуператорами для очистки балластных газов, поэтому запаха практически нет. Для загрузки же танкеров в море таких устройств просто нет в природе.

Полностью и немедленно уничтожить запахи при загрузке танкеров и работе судов, а также выбросы цементных заводов и автомобилей на улицах Новороссийска можно только уничтожив собственно промышленность города. При этом участники круглого стола договорились продолжить дискуссию для поиска решений проблем города.