«Стройка на костях»: история новороссийских железнодорожных тоннелей

Наши тоннели являются старейшими на Северо-Кавказской железной дороге.

25 июня 1888 года была открыта для постоянного движения железнодорожная линия «Тихорецкая-Новороссийск» Владикавказской железной дороги. Возле Новороссийска железная дорога пересекала Кавказский хребет двумя тоннелями. Большой новороссийский тоннель изначально имел длину 1385 метров, малый – 389 метров. Сооружение тоннелей было начато в декабре 1885 года, а завершено в 1888 году. Хотя ветка железной дороги была построена однопутная, тоннели проектировались уже с учетом двухпутного движения.

Для строивших тоннели рабочих воль железной дороги были построены бараки, строительную контору охраняла рота солдат, казаки и жандармы. Тоннели строили в основном заключенные – более 3000 человек. Большинство из них либо умерли под обвалами, либо скончались от болезней и непосильного труда. Работы велись безостановочно днем и ночью в три смены. Строили тоннели горным способом одновременно с двух сторон. Выломанный грунт поднимался из колодцев в бочки с помощью вертикального барабана, приводимого в движение лошадьми. Железной дороге необходимо было в двух местах пробиться через горы, целиком состоящие из камня-трескуна. Работы велись как ручным способом, так и при помощи бурильных машин из Бельгии и Англии.

На пробивку большого тоннеля понадобилось 15 месяцев на пробивку с южной стороны и 14 месяцев и 6 дней с северной стороны. Работы останавливались на 4 месяца и 27 дней из-за залития водой, газами и по другим непредвиденным причин. Ручным способом было пройдено 820 метров, а машинами около 580 метров.

Существует легенда о строительстве новороссийских тоннелей. Оба они строились навстречу друг другу. Согласно байке, инженер-проектировщик в конце строительства обнаружил ошибку, которая показала, что концы тоннеля не сойдутся, а значит все затраты и работы напрасны. От горя он застрелился. А в итоге оказалось, что ошибки не было, тоннели были успешно достроены. Но документальных подтверждений этой истории нет.

Во время Великой Отечественной войны тоннели дважды разрушали и восстанавливали. Причем, сначала советская армия, а потом немецкие войска. Повторное восстановление тоннелей вели немецкие военнопленные. Вражеская сторона использовала тоннели в качестве стоянки для боевой техники. Тоннели успешно функционируют и по сей день.

Источник: канал «Новороссийск. История где-то рядом».