Новый штраф для владельцев старых авто вступил в силу: за что теперь придется платить?
- 3 февраля 19:02
- 16+
- Наталья Денисенко

Электронная регистрация и усиление экологического контроля
С 1 февраля 2025 года в России вступили в силу изменения в процедуре прохождения технического осмотра (ТО). Теперь обязательной частью проверки стала электронная регистрация транспортного средства.
Особое внимание уделено автомобилям старше десяти лет: владельцам таких машин необходимо следить за соответствием экологическим стандартам, чтобы избежать штрафов.
В процессе ТО специалисты будут фиксировать ключевые данные автомобиля: номер, марку, цвет, модель и VIN-номер. Эти сведения передаются в единую базу данных «ЕАИСТО», а владельцу отправляется диагностическая карта на электронную почту. Важно учитывать, что даже незначительные повреждения, например, трещины на лобовом стекле, могут привести к отказу в прохождении ТО.
Штрафы за несоответствие экологическим требованиям
Владельцам автомобилей, не отвечающих экологическим стандартам, грозят штрафы в размере от 2 000 до 5 000 рублей в зависимости от уровня выбросов. Также они обязаны устранить выявленные неисправности или, в крайнем случае, утилизировать транспортное средство. В ряде ситуаций государство может предложить субсидии на приобретение нового автомобиля.
Рост стоимости технического осмотра
С 1 января 2024 года цена техосмотра в России увеличилась в среднем на 12%, а в 2025 году ожидается дальнейший рост — на 7,5%. Например, в Санкт-Петербурге максимальная стоимость ТО для легкового автомобиля составляет 1 727,59 рубля.
Стоит учитывать, что даже мелкие дефекты, такие как небольшие трещины на стекле, могут стать основанием для отказа в прохождении осмотра.
Кроме того, сотрудники ГИБДД получили дополнительные полномочия: теперь они могут направлять автомобили на внеочередной ТО при выявлении проблем с выхлопной системой, освещением или системой ABS.
Стареющий автопарк России
По данным аналитического агентства «Автостат», к началу 2024 года средний возраст легковых автомобилей в России составил 15,2 года. Более 70% всего автопарка — машины старше десяти лет. Для сравнения, в 2021 году их было 27,2 миллиона, что свидетельствует о стремительном увеличении числа старых автомобилей.
Средний возраст автомобилей по странам-производителям:
- Отечественные — 18,5 года
- Японские — 16,4 года
- Европейские — 13 лет
- Корейские — 10,7 года
- Китайские — около 6 лет
Китайские бренды продолжают активно обновлять российский автопарк, поставляя новые модели и сокращая средний возраст эксплуатируемых машин.