Можно ли выключать двигатель, когда работает вентилятор охлаждения – намотайте себе на ус раз и навсегда
- 21 июня 14:38
- Наталья Шрамкова

Многие автовладельцы задаются вопросом: можно ли сразу глушить двигатель, если включился вентилятор охлаждения?
Ответ — не стоит спешить. И вот почему.
Что делает система охлаждения?
Двигатель внутреннего сгорания во время работы нагревается до экстремальных температур — в камере сгорания до 2500 °C. Чтобы не допустить перегрева, тепло отводится с помощью охлаждающей жидкости(антифриз, тосол), которая циркулирует через радиатор. В нормальных условиях этого хватает. Но:
-
в пробке, на подъёме или после резкой езды радиатора уже недостаточно;
-
включается вентилятор — принудительное охлаждение;
-
это сигнал: двигатель перегрет, и ему нужно остыть.
Что произойдет, если заглушить двигатель прямо сейчас?
-
Насос охлаждающей жидкости (помпа) останавливается.
-
Охлаждающая жидкость не движется — тепло от горячих деталей некуда деваться.
-
Возникает локальный перегрев, который может повредить двигатель или турбину.
Это особенно опасно для турбированных моторов, где после нагрузки турбокомпрессору нужно время для остывания. Но и атмосферные (без турбины) страдают от перегрева.
Что делать правильно?
Если вентилятор включился:
-
Не глушите двигатель сразу.
-
Дайте ему поработать 30–60 секунд на холостом ходу.
-
За это время:
-
Турбина остынет.
-
Охлаждающая жидкость прокачается через горячие зоны.
-
Температура двигателя снизится.
-
Итог
Потратить лишнюю минуту после остановки — это дешево.
А вот ремонт двигателя или турбины — дорого.
Простая привычка подождать, пока мотор немного остынет, реально продлевает его жизнь и экономит деньги, пишет источник.