Полтора часа на «чертовом колесе», мало начинки в пирожном, сумасшедшая музыка и революционные шаровары: о чем пишут новороссийцы в жалобных книгах заведений города
- 21 июня 2018
- Оксана Силакова

«Книги жалоб и предложений» существовали еще в дореволюционной России, а во времена СССР они стали серьезным инструментом повышения качества работы в различных организациях.
Сегодня, несмотря на наличие «горячих линий» и Интернета, такие книги по-прежнему существуют и их регулярно требуют клиенты кафе, баров, магазинов, аптек, салонов красоты и прочих заведений.
В них с гневными отзывами соседствуют благодарности, а порой стихи, рисунки и автографы звезд.
Корреспондент НАШЕЙ прошлась по Новороссийску и заглянула в десятки жалобных книг, чтобы узнать, какие отзывы оставляют в них жители города.
Стоит сказать, что получить эти книги было непросто. К примеру, продавец прохладительных напитков в ответ на просьбу предоставить жалобную книгу учинила скандал и грозилась вызвать полицию. Кто-то начинал звонить руководству, другие говорили, что ее нет, третьи -- что «Книгу жалоб» кто-то украл.
«Чек сохранен, продукты на крыльце»Жалобные книги продуктовых магазинов мало чем отличаются друг от друга. Они самые потрепанные и в них, что ни день, то новая запись.
В основном покупатели жалуются на просроченный товар, на несоответствие цен на ценниках и в чеках.
Но попадаются и необычные жалобы.
Так, одна женщина размашистым почерком написала, что на выходе из магазина у нее порвался пакет с покупками. Она требовала заменить товар, но в магазине ей отказали.
«Сумма ущерба составила 338 рублей 86 коп. Прошу вернуть деньги или продукты. Чек сохранен, продукты на крыльце», — гласит запись.
Сумасшедшая музыкаКлиенты салонов красоты и парикмахерских тоже любят пожаловаться на «безруких мастеров». Но много и тех, кто благодарит умниц и красавиц «Анечек, Катюш и Машенек», у которых золотые руки.
Но порой жалобы бывают и на музыку.
К примеру, клиентке одного салона красоты не понравилась «безумно сумасшедшая музыка», которая вызывает головную боль.
Жалоб нетВ магазинах для взрослых «Книги жалоб и предложений» оказались девственно чисты. Ни одной записи, а бумага в них хрустит, как новая. Видимо, клиенты всем довольны.
Букмекерские конторыВ этих заведениях клиенты оставляют отзывы словно под копирку: «Г**но, п******ы». Причем, написано все крупными буквами, часто по вертикали.
«Продавец уверяла, что начинка вкусная»В кондитерских жалобные книги пестрят записями о несвежих пирожных и тортах. А порой просто сообщают о разочаровании в десерте.
«Покупая пирожное «Наполеон», я рассчитывала, что прослойка будет более насыщенная, но, увы, я ошиблась. <….> Продавец уверяла, что начинка вкусная, но я ее едва увидела».
Премия и революционные шароварыВ винно-водочном магазине «Книгу жалоб и предложений» можно читать бесконечно. Клиенты «навеселе» посвящают продавцам стихи и признаются в своих теплых чувствах.
«Яна, Яна! Собою хороша, прекрасная улыбка и добрая душа. Всегда и всем поможет и сразу даст совет, и детям не откажет, о нет, и нет, и нет», — написал покупатель из Вологды.
Следом клиент просит руководство магазина поощрить внимательного продавца «премией и грамотой, а также красивыми революционными шароварами».
«Будет трудно — роту солдат вышлем»В кафе и ресторанах города в жалобных книгах оставляют в равных количествах жалобы и благодарности. Гости чаще всего недовольны плохим обслуживанием, хамством и нерасторопностью официантов. «Спасибо» говорят за вкусные блюда.
Но есть настолько преданные заведению клиенты, что готовы прийти на подмогу в случае чего.
«Будет трудно — роту солдат вышлем на подмогу! Спасибо всем! Молодцы!», — написал в одном из кафе военнослужащий.
«Все у вас супер! (я пьян!)»В пивные бары народ ходит креативный и веселый. «Книги жалоб и предложений» здесь с легкостью превращаются в альбомы для творчества.
В них можно встретить нарисованного Гомера Симпсона или портрет бармена.
А жалобы звучат как просьбы:
«Очень хотим видеть в меню вашего чудного заведения копченую/сушенную рыбоньку, поскольку мяско мы не кушаем».
Или:
«Все у вас супер! Тока не хватает стульев у барной стойки (я пьян!)»
Автографы звездУ директора Морского вокзала Новороссийска бережно хранится уникальная «Книга отзывов и пожеланий». В этом году книге исполняется 38 лет!
В ней собрана настоящая коллекция автографов российских звезд, которые выступали на морвокзале в разные годы. Из последних — Тимур Родригез и Алексей Хворостян.
«Милому музею»В книге отзывов Новороссийского исторического музея-заповедника только добрые слова. Люди благодарят за проведенные выставки, выражают слова благодарности экскурсоводам и просто делятся своим впечатлениями и душевным теплом.
Есть среди отзывов и записи знаменитых гостей.
К примеру, в 2013 году музей посетил историк моды Александр Васильев. Он нарисовал профиль женщины и написал: «Милому музею на память от Александра Васильева».
Полтора часа на «чертовом колесе»И напоследок самое интересное.
В апреле 2018 года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проверили работу городских аттракционов. В ходе инспекции они обращали внимание и на записи в жалобных книгах.
— Когда мы заглянули в «Книгу жалоб и предложений» аттракциона «Колесо обозрения» в Парке им. Фрунзе, наткнулись на интересную запись. Осенью 2017 года посетители пожаловались, что во время последнего сеанса оператор забыл, что на «колесе» катаются люди, выключил его и ушел, оставив отдыхающих на высоте, — рассказал НАШЕЙ координатор регионального штаба ОНФ Андрей Мершиев.
Люди просидели в кабинке аттракциона больше часа.