КТК готовится к отгрузке миллиардной тонны нефти

КТК готовится к отгрузке миллиардной тонны нефти

Интервью Генерального директора Каспийского Трубопроводного Консорциума облаготворительности, заботе об экологии, корпоративной социальной работе, производственных процессах и о том, как всё это удаётся успешно сочетать в деятельности КТК. Итоги 2024-го и некоторые планы на наступивший 2025-ый.

- Под занавес 2024 года Каспийский Трубопроводный Консорциум поздравил население городского округа с наступающим – в селе Глебовском открыл двери новый офис врача общей практики. Это уже четвёртый подобный благотворительный проект на этой территории. Почему компания вкладывает силы и средства в благотворительность, в том числе настолько социальную значимую?

- Традиционно мы вкладываем средства именно в те регионы, где проходит наш нефтепровод, там, гденаходятся наши объекты. Это напрямую влияет на наших работников и на их семьи. Своей благотворительной деятельностью мы создаём «климат», который позволяет максимально эффективно работать нашим сотрудникам и конечно это создает синергетический эффект на население регионов нашего присутствия. Поэтому направления благотворительной социальной помощи регионам присутствия КТК многогранны – это медицинские учреждения, образовательные, культурные. 

- Не секрет, что иногда в социальных сетях можно встретить от местных жителей такую аналогию: благотворительная помощь от крупных компаний — это как как обмен золота на бусы для индейцев. Что можно сказать об этом?

- Я думаю, что это абсолютно неверная аналогия и ложная интерпретация. Благотворительная помощь не является никакими «бусами». Как я уже говорил, мы создаём микроклимат для наших сотрудников. А они – часть населения регионов присутствия КТК. Мы хотим, чтобы людям здесь, на местах, действительно жилось комфортно. Поэтому мы закупаем необходимую технику и аппаратуру для социальных объектов, помогаем территориям транспортом. И ведь население видит, что происходит  - компании формируют вокруг себя эту среду, этот микроклимат. Это улучшает качество жизни не только сотрудников компании, но и других людей, которые живут в этих регионах.

- Для создания этого благотворного микроклимата необходим комплексный подход.

- Именно так мы политику свою и строим. «Благотворительность» - это общее слово. Но в ней много составляющих. Например, наша помощь в области здравоохранения: мы поставляем оборудование, строим медицинские учреждения, оборудуем их, закупаем автомобили скорой помощи. 

Уделяем внимание и культуре. Например, в 2018 году здесь, в Новороссийске, был сдан в эксплуатацию после реконструкции Дом культуры «Кубань», оснащенный современным мультимедийным оборудованием. И это далеко не единственный подобный проект в регионах присутствия КТК.

Помощь в обеспечении транспортом – городские рейсовые автобусы, автомобили для междугородного сообщения.Мы закупаем технику для коммунального хозяйства. 

Помимо этого, у нас есть уже традиционные экологические проекты, направленные на все возрастные категории.

Наш знаменитый конкурс «КТК – Талантливым детям», который помогает подрастающему поколению проявить свои творческие способности. В этом году, кстати, конкурс поставил рекорд – почти 22 тысячи человек приняли в нём участие. Мы провели крупнейший гала-концерт в Москве. Основная задача этого конкурса – это не то, чтобы каждый ребёнок стал суперзвездой. Мы формируем понимание о том, как ставить перед собой цель, как её достигать. И, самое главное – прививаем трудолюбие. 

Раз уж мы заговорили о детях, у нас есть замечательный проект «КТК – первоклассникам». Перед каждым новым учебным годом мы вручаем ранцы, полностью укомплектованные всем необходимым. Это довольно существенная помощь родителям и приятный подарок для первоклашек.

Если вдаваться в подробности и подкрепить всё это цифрами, то, например, на Кубани за последние пять лет приобретено 70 единиц автотранспорта, в том числе 23 единицы техники для образовательных учреждений, 29 автомобилей скорой медицинской помощи, 12 рейсовых пассажирских и туристических автобусов, 6 единиц специальной техники, медицинское оборудование для краевых и районных больниц и поликлиник на общую сумму свыше 200 млн руб., построено 4 здания для учреждений здравоохранения, как мы уже упоминали.

Только в 2023 году Каспийский Трубопроводный Консорциум направил на социальные цели в Краснодарском крае свыше 235 млн руб. По итогам 2024 года объем благотворительной помощи краю составил более 275 миллионов рублей. 

В 2025 году планируется завершить строительство Культурно-эстетического центра детей и молодежи (КЭЦДМ) в с. Южная Озереевка. Стоимость проекта – около 540 миллионов  рублей.

- Благотворительная деятельность компании «соседствует» с производственной, основной работой Консорциума. Как получается это всё успешно совмещать?

- Да, конечно, существуют серьезные внутрикорпоративные процессы. В Консорциуме созданы специализированные подразделения, которые занимаются исключительно благотворительностью и связями с общественностью. Таким образом, это никак не отвлекает от основной деятельности Консорциума. Ну и, опять же, благотворительность, реализованная на местах, в регионах, как я уже упомянул, помогает нашим сотрудникам, их детям в их комфортном, удобном существовании. Так что всё взаимосвязано!

- Говоря о «технических» моментах благотворительной деятельности. Проектов реализовано уже не мало. Как удаётся обиваться этих результатов?

- В этом помогают так называемые «принципы четырёх А». 

Адресность - мы максимально эффективновкладываем деньги в конкретные, наиболее необходимые для региона в данный период времени объекты, реализация отобранных проектов с высоким качеством и с максимальной пользой для местных жителей. 

Далее – мы Анализируем потребности в различных социальных сферах, определяем перечень первостепенных объектов, объёмы финансирования, оптимальные сроки реализации благотворительных проектов. Всё это, конечно, в тесном контакте с руководством муниципалитета или региона. 

Также у нас серьёзные Антикоррупционные стандарты. От этапа проведения тендерных процедур с подрядчиками вплоть до тщательного контроля за реализацией проекта и, более того – на протяжении последующих лет эксплуатации. 

Ну и последнее «А» - Администрирование проектов – комплексное сопровождение на всех этапах. При строительстве и реконструкции на объектах в соответствии с требованиями КТК присутствует независимый контроль, который обеспечивает соответствие всех процедур проектной документации, выполнение всего перечня предусмотренных проектно-строительной документацией работ с надлежащим качеством и в установленные договорами сроки.

Ну и если, допустим, спортивная площадка сдана, то в течение нескольких лет мы ведём мониторинг, чтобы знать о её состоянии и при необходимости реконструировать, отремонтировать, чтобы убедиться, что она используется по назначению.

Мы не финансируем профессиональные спортивные команды, государственные организации.  Мы помогаем там, где нет возможности в полной мере покрыть потребности государственными программами.

Планирование работы на год и принятие обязательств КТК в социальной сфере начинается с анализа и изучения заявок регионов. Этим в КТК занимается Комитет по отбору благотворительных проектов, одной из задач которого является проверка на соответствие предложенных проектов Политике КТК, отсутствие двойного финансирования.

Высокие антикоррупционные стандарты используются на этапе проведения тендерных процедур, поверяется возможная аффилированность поставщиков товаров и услуг и сотрудников, в том числе региональных и муниципальных властей. Стоимость контрактов проходит предварительную проверку в Группе ценового контроля КТК, а победители тендеров - комплексную экспертизу: процедуру duediligence.

Приведу недавний пример, мы уже практически закончили работу над строительством школы в новом микрорайоне Талгайран в Атырау. Её общая площадь 3 гектара, она рассчитана на 900 учеников. Внутри  будут находиться медицинский пункт, два спортзала, актовый зал. Будет оборудована пришкольная территория, построена спортивная площадка, футбольное поле, стадион. Возвести такой масштабный объект навряд ли получилось бы без комплексного подхода.

- Расскажите подробнее об экологических проектах Консорциума.

- Во-первых, конечно же. Это наш многолетний проект «Сохраним природу родного края». Он реализуется во всех регионах присутствия КТК. 

Например, в Ставропольском крае в рамках проекта мы практически с нуля помогаем увеличивать поголовье благородных пятнистых оленей. 

В Республике Калмыкия и Республике Казахстан КТК реализует программу по сохранению уникальных животных – сайгаков. Специалисты заповедника «Черные земли» подсчитали, что в 2024 году поголовье степных антилоп достигло 40 тысяч. А 10 лет назад, когда КТК только начинал сотрудничество с заповедником, этот показатель  не превышал и нескольких тысяч.   

В Астраханской области мы ежегодно выпускаем мальков осетровых рыб. 

В Новороссийске в этом году мы провели крупное мероприятие с местной молодёжью, направленное на сохранение экологии Чёрного моря. 

Таким образом, мы стараемся привить подрастающему поколению любовь к родному региону, навыки сохранения его флоры и фауны. Мы хотим, чтобы подрастающее поколение активно участвовало в сохранении природного наследия территории, где он родился, вырос и, возможно, проживёт всю жизнь – в бережном отношении к природе. 

В Калмыкии, например, по весне «дикие» краснокнижные тюльпаны, которыми можно любоваться всего несколько дней в году. Нужно понимать, что срывать эти цветы нельзя – их с каждым годом становится всё меньше.

- Каспийский Трубопроводный Консорциум в этом направлении очень тесно сотрудничает с заповедником Утриш.

- Да, он находится недалеко от нашего Морского терминала. И этот факт накладывает определённую ответственность на Консорциум. Поэтому мы взаимодействуем с заповедником, в меру сил помогаем, закрывая те потребности, которые есть у заповедника. Также проводим на территории Утриша всевозможные экологические акции, направленные на подрастающее поколение. Помимо экоуроков для школьников, проект «Сохраним природу родного края» предусматривал высадку деревьев и кустарников, приобретение фотоловушек, проведение творческих конкурсов на экологическую тематику. 

Еще мы помогли провести 1 октября, в Международный день Черного моря, в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Новороссийске Круглый стол, посвященный вопросам экологии Черного моря. 

Ученый и исследователи, экологи, которые выступали сделали общий вывод, что состояние морской воды в районе муниципального образования Новороссийск находится в пределах нормы. В этом свои роли играют экологическая политика промышленных предприятий, природоохранные инициативы и мероприятия города, а также профильных научно-исследовательских структур. Ну а вообще самое серьезное загрязнение приносит человек выбрасывая мусор в море и на прибрежные территории, пластик и так далее. Тут кстати помогают наши работники, которые периодически совместно с жители Южной Озереевки выходят на очистку берега от мусора. 

Хочу отметить и нашу в данный момент весьма актуальную помощь. Сотрудники Консорциума с первого дня работают на ликвидации ЧС с разливом нефтепродуктов в Чёрном море, очищаем берег Анапы от загрязнения. Мы предоставляем и силы коллектива и средства – технику, например. Всё это в тесном взаимодействии с краевым главком МЧС. И будем работать вплоть до полной ликвидации ЧС. Уверены, что курортный сезон в Анапе, как сказал губернатор Краснодарского Кондратьев, точно состоится. 

Понимаете, всё это ради будущего. В этой стране родились и выросли мы с вами, наши дети здесь вырастут, внуки. Мы передадим им то, что создаём и сохраняем сейчас – в том числе здоровье, которое обязательно будет при должном, внимательном и бережном отношении к экологии.

Так что, возвращаясь к главной мысли – благодаря всей этой работе мы уверены, что наше будущее поколение вырастет в здоровой и экологичной среде. 

- КТК уделяет внимание и чистоте воздуха в городе-герое Новороссийске. 

- В Новороссийске находится много промышленных предприятий. Понятно, что жители жалуются, в том числе, некоторые считают, что с Морского терминала КТК ветер приносит запах меркаптана. Мы работаем над тем, чтобы подобного не происходило. Что мы делаем? Во-первых, раз в год мы организовываем посещение местных активистов на территории наших объектов. Мы рассказываем о наших процессах, о том, какие меры предприняты для отсутствия возможности выхода запаха за пределы труб или резервуаров, мы показываем оборудование, проводим круглые столы. 

Еще при создании КТК его акционеры договорились использовать только лучшие практики управления, проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта, и работа над совершенствованием всех аспектов производственной деятельности международной компании никогда не прекращается.

Важно учитывать, что наша система максимально замкнута. К примеру, резервуары КТК устроены таким образом, что 90% выбросов паров нефти отсекаются автоматически.

В Консорциуме успешно действует система экологического менеджмента (СЭМ). Во всех регионах наши специалисты определяют направления деятельности, влияющие на экологическую безопасность и состояние окружающей среды. Они ранжируются с учетом вероятности и тяжести последствий. Для каждого аспекта определяются постоянные меры контроля, которые включены в планы работ, регулярные мероприятия закрепляются во внутренней нормативной документации. Главный результат СЭМ – повышение экологической безопасности производственной деятельности за счет снижения как воздействия на внешнюю среду, так и вероятности наступления экологических последствий.

Чтобы снизить вероятность возникновения чрезвычайных происшествий (ЧП), специалисты Консорциума выполняют плановые и внеплановые проверки, пересматривают планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, оценивают готовность подрядчиков к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В 2023 году мы развернули стационарный пост системы контроля качества атмосферного воздуха в районе отгрузки нефти на Морском терминале.  

Стационарный пост системы контроля качества атмосферного воздуха располагается на границе санитарно-защитной зоны Береговых сооружений Морского терминала в точке, ближайшей к жилой застройке поселка Южная Озереевка. Пост оснащен сертифицированными оптическими датчиками, предназначенными для измерения содержания различных веществ и выдачи показаний физических факторов в атмосферном воздухе. Измерения проводятся в поточном (непрерывном) режиме ежедневно в соответствии с аттестованными на федеральном уровне методиками измерений, устанавливающими соответствующие ограничения.

Результатов измерений размещаются в открытом доступе на сайте корпоративного журнала Панорама КТК в специальном разделе «Экоинформер» (cpc-online.ru).

- Предлагаю поговорить подробнее о производственной деятельности Каспийского Трубопроводного Консорциума. В декабре 2024 года на Морском Терминале появился новый аппарат отечественного производства для диагностики подводной части трубопровода. Расскажите о нём, пожалуйста.

- В декабре мы провели первые испытания нашего нового оборудования – провели диагностику подводного трубопровода, ещё одна его функция - очистка. Это самоходный прибор с дистанционным управлением. Он позволяет отказаться от использования танкера с его дорогостоящей арендой для прокачки подводных нефтепроводов. И да, это полностью отечественная разработка. Конечно, это не мы придумали, аналоги мировые есть. Но в связи с современной ситуацией мы решили, что необходима собственная наработка с российскими комплектующими. Кстати, есть повод для гордости – авторское право принадлежит КТК.

- Вы – нефтепроводчик с большим стажем, и не просто руководитель, но, как я знаю, приложили руку к трубопроводному транспорту и как ученый. Расскажете нам об актуальных исследованиях, в которых вы лично принимали участие.

- Можно упомянуть первое в России лазерное сканирование резервуаров объемом 100 000 м3. Никто ещё не проводил их лазерное сканирование и не разрабатывал методику и критерии оценки по деффектам стенки резервуаров. Эта методика опробована и внедрена у нас здесь в КТК. В некоторой части в моей кандидатской работе этот метод детально рассматривался, а так конечно дальше уже работали специалисты на месте.

Мы уже получили первые результаты – у нас есть цифровая копия резервуара. На дальнейших этапах это будет использовано для поиска и идентификации дефектов геометрии стенки. Таким образом у нас есть нулевая точка, от которой будем работать дальше. И тут я принял непосредственное участие, да. Это было и очень интересно и очень полезно для компании одновременно. Такая вот синергия.

- В этом году были заменены 2 участка линейной части трубопровода. Как прошли работы?

- Если одним словом – успешно. Один из этих участков уже введён в эксплуатацию. Речь идёт о 17,5-километровом участке недалеко от НПС «Комсомольская» (это Калмыкия). Ещё на одном участке в Астраханской области заменены 8 километров трубопровода. Его мы планируем запустить в работу в первом полугодии 2025 года - гидроиспытания проведены, ведутся работы по пуско-наладке. В дальнейшем планы заменить порядка 25 километров трубы на территории Казахстана. 

- Ещё один важный проект – замена магистральных насосных агрегатов с приводом от газотурбинных установок на внешнее электроснабжение объектов. Как продвигаются работы в этом направлении?

Сегодня у нас есть 3 станции, которые используют газотурбинные установки. В том числе НПС «Кропоткинская» - на этом участке перекачивается самый большой объём нефти. Там установлено 8 газовых турбин. Так вот, «электрификация» поможет существенно снизить расходы на эксплуатацию – газовые турбины требуют топливо и специализированное обслуживание. 

Также замена позволит увеличить объем импортозамещения, ведь запчасти для газовых турбин – иностранного производства. Новые магистральные насосы с внешней электрификацией будут полностью отечественного производства.

В ноябре 2024 года специалисты КТК посетили производственные площадки «Транснефть Нефтяные Насосы», где смогли осмотреть изготовленные детали первого опытного насосного агрегата. Испытания модели проточной части опытного образца насоса показали соответствие всем расчетным Q-H-характеристикам. В феврале-марте этого года ожидаем от ПАО «Транснефть» разработанный специально для нас комплект для испытаний, включающий универсальный насос и электродвигатель. 

- Журналисты часто спрашивают пресс-службу КТК о Программе устранения узких мест – завершена ли она на сегодняшний день или всё же нет?

- ПУУМ завершена. Мы достигли того профицита мощности, который и обещали – это 72,5 миллиона тонн погрузки из Казахстана и до 83 миллионов тонн отгрузки нефти здесь, на берегу Чёрного моря. Те работы, которые продолжаются – это работы уже в большей степени связанные с надёжностью и с усовершенствованием оборудования. 

Мы ставим на станциях ЧРП (частотно регулируемые преобразователи), что позволяет нам работать более мягкими режимами, поддерживать в работе станции при посадке напряжения. Здесь на Морском терминале мы построили новый СИКН, и, естественно, узлы регулирования давления тоже новые, продолжается 3 этап демонтажа существующих СИКН и сопутствующих сооружений. И ещё ряд подобных работ продолжается п всему трубопроводу КТК. Но к крупному проекту ПУУМ они не относятся, как и не относились изначально, так как не влияют на производительность.

- В этом году КТК успешно прошел второй надзорный аудит Системы управления ОТ, ПБ и ООС. Расскажите подробнее об этом мероприятии – для чего регулярно проводят подобные аудиты, и кто принял в нём участие?

- На аудите отметили лидерство руководства на объектах и в офисах, а также соответствие высоким техническим стандартам, в том числе в сфере безопасности, профессионализм в обеспечении безопасности дорожного движения, расследовании происшествий (которых в Компании, кстати, нет и мы этим гордимся), мотивационные мероприятия для персонала. Нам поставили пятёрку. Твёрдую пятёрку.

В дальнейшем мы будем совершенствовать свои навыки, нормативную базу. 

- Говоря о внутренней корпоративной культуре безопасного производства. Давайте вспомним прошедший в этом году традиционный День безопасности.

- Да, в 2024 он прошёл в Казахстане. Подводя итоги, можно сделать только положительные выводы. Команды показали себя хорошо во всех областях ОТПБ и ООС.

Этот опыт многое даёт для сотрудников Консорциума. Как и в плане демонстрации приверженности всего коллектива высоким стандартам охраны труда, углубления вовлеченности, так и в простом человеческом плане – коллеги знакомятся, перенимают опыт друг у друга.

И это приносит свои результаты – мы гордимся безаварийной работой, без травм и происшествий.

- И, напоследок, каким минувший 2024 год был для Каспийского Трубопроводного Консорциума?

- Он был очень насыщенным. В 2024 году с Морского терминала было отгружено 63 миллиона тонн нефти. Немного грузоотправители подвели, не сдали все те объемы, что декларировали вначале года. 

Было много объектов, которые мы ввели в эксплуатацию. Консорциум преодолел отметку в 900 млн отгруженной нефти за всю историю. Выполнил все планы по замене двух участков линейной части, провел большую подготовительную работу по подготовке к реализации проекта по будущей замене ВПУ.В целом те цели и задачи, которые мы для себя в КТК ставили, они выполнены. 

- А можно ли уже сейчас наметить планы на 2025? 

- Планов у нас много. Мы будем менять участок порядка 25 километров трубопровода на территории Республики Казахстан. Мы закончим работы по установке ЧРП. Мы закончим работы над узлами регулирования давления на Морском терминале. Про эксплуатационные объекты и текущие ремонты и какое-то дополнительное техническое обслуживание говорить не буду даже – это всегда было и есть. Эти объёмы никогда не уменьшаются. 

Ну и, конечно, мы ожидаем знаменательной даты – миллиардную тонну нефти. К этому, кстати, мы уже готовимся. На Морском Терминале мы ведём благоустройство, перенесли наш памятный камень, сделали отдельную территорию, поэтому, я уверен, мы это мероприятие красиво проведём. В 2025 году День безопасности, конечно, тоже будет. Он пройдёт в Калмыкии, в регионе присутствия КТК. Это событие тоже будет ярким. Но там будут и новшества – проведём дополнительные конференции, причём с подрядчиками для того, чтобы они тоже совершенствовалии более внимательно подходили к нашей культуре безопасного производства. 

- Благодарим за интервью, Николай Николаевич!

...

  • 0

Популярное

Последние новости